Големы в разных культурах. Пражский Голем: легенда и литературный герой Глиняное чудище из праги

  • В основе фильма лежит роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» (1994), также известный под названием «Дэн Лино и Голем из Лаймхауса».
  • Изначально Джона Килдэра должен был играть Алан Рикман, но актеру пришлось отказаться от этой работы по причине ухудшающегося здоровья.
  • Свою первую роль в кино в этом фильме исполнил спортивный комментатор Джейк Сэнсон.
  • Фильм снимался в Уэст-Йоркшире и Манчестере.
  • На заднике сцены Дэна Лино изображена картина Уильяма Блейка «Призрак блохи».
  • Известный философ Карл Маркс действительно жил в то время в Лондоне. Как еврей и распространитель социалистических идей он подвергался преследованиям со стороны полиции и даже какое-то время подозревался в убийствах, совершенных Джеком-потрошителем. Помимо Маркса в фильме присутствуют другие исторические личности: комик Дэн Лино и писатель Джордж Гиссинг.
  • До этого Дуглас Бут и Сэм Рид снимались вместе в фильме «Клуб бунтарей» (2014).
  • Фильм посвящен памяти Алана Рикмана, который скончался от рака поджелудочной железы 14 января 2016 года.

Больше фактов (+5)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Представление в лондонском мюзик-холле. Ведущий комедиант Дэн Лено объявляет публике: начнем с конца.

Элизабет Кри входит утром в спальню своего мужа, репортер и драматург Джон Кри мертв. Прибывший к месту происшествия констебль обнаруживает в камине пепел от сгоревших бумаг покойного. Предсмертной записки тот не оставил. Горничная Эвелин находит на кухне пузырек из-под яда. Лекарство Джону обычно подносила перед сном жена. Вечером супруги шумно ссорились. Элизабет арестована, она подозревается в убийстве мужа.

Шоу в мюзик-холле. На сцене Дэн Лено в женском платье и парике. Любимица мюзик-холла малышка Лиззи обвиняется в том, что она отравила мужа. Но город боялся голема из Лаймхауса. Кем он был? Кого он еще хотел погубить? Голем нанес удар за день до ее ареста.

Лаймхаус, Лондон, 1880 год. Инспекторы Скотланд-Ярда Робертс и Килдейр едут на место преступления. Поступило сообщение о пятерых погибших: лавочник мистер Джерард, его жена Мери, служанка и двое детей. По этому адресу уже было совершено убийство около 70 лет назад. Карету инспекторов осаждает толпа репортеров. Это дело рук голема? Когда будет пойман убийца? Инспектор Робертс самоустраняется от скандального дела, расследование предстоит вести Килдейру. В доме полно зевак. Тела погибших представляют собой жуткое зрелище, все кругом залито кровью. На стене надпись: быть пассивным зрителем, значит делить вину с преступником.

Килдейр берет себе в помощники констебля. Об инспекторе ходят слухи: он не из тех, кто женится. Возможно, по этой причине он уже много лет работает в отделе краж и мошенничества, расследование убийства ему поручено впервые. Килдейр пытается отыскать логику в действиях маньяка, которого все называют големом. Вчера зарезали семью лавочника, неделю назад – проститутку, еще ранее – пожилого ученого Соломона Вейла. Отрезанный член старика убийца оставил в качестве закладки в книге по еврейскому фольклору на странице с легендой о големе. Поэтому пресса и наградила маньяка этим прозвищем. Килдейр считает, что убийце это явно по душе, он пытается оставить какое-то послание. Инспектор предлагает констеблю отправиться в библиотеку. Килдейр уверен, что для Скотланд-Ярда он – козел отпущения, им в отличие от инспектора Робертса с легкостью пожертвуют. Репутация Робертса будет сохранена, а народ получит кровь, зрелища которой так жаждет.

Надпись на стене в спальне покойного лавочника – цитата из книги Томаса Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Килдейр обнаруживает, что на полях ее страниц голем оставил дневниковые записи, в которых описывает все свои преступления. Детектив спрашивает, кто последний брал эту книгу. Библиотекарь утверждает, что в журнале посещаемости читального зала есть записи о посетителях, но кто какую книгу брал, установить невозможно. 24 сентября (дата последней дневниковой записи) читальный зал посетили четверо мужчин: Дэн Лено, Карл Маркс, Джордж Гиссинг и Джон Кри. Детектив дает поручение констеблю раздобыть образцы почерков всех этих людей.

Килдейр посещает зал судебных заседаний, где проходит процесс над Элизабет Кри. Обвиняемая утверждает, что незадолго до смерти ее муж пребывал в подавленном состоянии, написанная им пьеса «Перекресток беды» провалилась. Судья сомневается в искренности Элизабет, ведь та – актриса. Сейчас она исполняет роль леди. Но Лиззи была внебрачным ребенком, родилась в неблагополучном районе Лондона. Девочкой она шила паруса и довольно много времени проводила в доках с мужчинами, которым приносила свой товар. Зрители в зале суда смеются над сальными намеками в адрес обвиняемой. Элизабет утверждает, что была набожным и невинным ребенком. Мать была чрезмерно строга с Лиззи. Она жестоко наказала дочь, когда заподозрила, что та позволяет мужчинам совершать с ней непотребства (с тех пор у Элизабет все связанное с сексом вызывает страх и отвращение). Судья прерывает откровенный рассказ Элизабет и объявляет перерыв.

Бывший работодатель Джона Кри не смог предоставить образец его почерка, рукописи репортеров не хранят. Килдейр читает запись голема от 5 сентября, когда была убита первая жертва – проститутка. Он представляет убийцей Джона Кри. Инспектор даже находит некоторую логику в действиях маньяка. Тот воображает себя своего рода творцом, как в книге Де Квинси. Убийство проститутки, по словам преступника, было скромной, приватной репетицией. Своей жертве он вырезал глаза, поскольку боялся, что в них мог отпечататься его силуэт.

Килдейр посещает тюремную камеру Элизабет Кри. Та говорит, что великий комик Дэн Лено часто затрагивал в своих шоу тему несправедливости по отношению к женщинам. Но грань между комедией и трагедией слишком тонка. Килдейр утверждает, что не стал бы осуждать Элизабет за то, что она отравила мужа, у нее могли быть на то веские причины. Та свою вину отрицает. Килдейр говорит, что Джон Кри подозревается в серии жестоких убийств. Если его почерк совпадет с тем, что обнаружен в книге, к утверждению Элизабет о самоубийстве Джона прислушаются, и тогда ее могут освободить. Элизабет говорит, что упустила свой шанс стать актрисой. Единственный шанс раскрыть нашумевшие убийства потеряет и Килдейр. Свои бумаги Джон сжег, доказать, что он – голем, не получится. Элизабет рассказывает инспектору о том, как складывалась ее судьба в юности. Ее мать рано умерла, Лиззи росла в мюзик-холле. Ее наставником и покровителем стал Дэн Лено. А первой ее любовью были книги.

Об ее отношениях с Лено Элизабет спрашивают и во время судебного заседания. Сторона обвинения напоминает, что Дэна Лено недавно допрашивали по делу голема, но актер был отпущен за недостаточностью улик.

Килдейру удается выяснить, что платье убитой проститутки ранее было сценическим костюмом Лено. За год до этого актер продал его лавочнику, которой торговал подержанными вещами. Лавочник и его семья также стали жертвой голема. Но Дэна Лено после допроса отпустили.

Килдейр снова наносит визит в тюрьму. Он говорит Элизабет Кри, что для нее голем по-прежнему опасен. Женщине грозит смерть, ее могут повесить. Элизабет рассказывает, как познакомилась со своим будущим мужем. Джон Кри пришел в мюзик-холл, чтобы взять интервью у актеров труппы. На привлекательного джентльмена обратила внимание одна из ведущих актрис – Элеонор. Но тот был очарован юной Лиззи, про которую Лено сказал, что у нее настоящий талант. В то время Лиззи не выступала на сцене, в труппе она была девочкой на побегушках. Карлик Виктор во время ужина начал отпускать похабные шуточки в ее адрес. Лиззи пожаловалась Джону. Утром Виктора обнаружили мертвым. Вечернее шоу Лено решил посвятить памяти Виктора. На сцену впервые вышла Лиззи. Ее номер имел успех у публики. Девушка выступала в костюме морячка. Дэн сам часто наряжался для шоу женщиной, но он спросил, почему Лиззи выбрала такой сценический образ. Та ответила, что таким образом намеревается отпугнуть от себя мужчин.

Инспектор Килдейр и констебль встречаются с Карлом Марксом. Тот утверждает, что убийства голема носят ритуальный характер. Маньяк уничтожает символы Лондона. Килдейр просит Маркса предоставить ему образец почерка. Маркс соглашается написать продиктованную фразу. По мнению Килдейра философ и социолог мог совершить убийство проститутки, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Но когда в тексте дневника речь заходит о убийстве еврея, инспектор понимает, что подозревать в этом Маркса – нелепо. Он не мог этого сделать.

В зале суда допрашивают Эвелин. Она утверждает, что отношения между супругами Кри были натянутыми, накануне убийства у них случилась шумная ссора. Эвелин слышала слова Джона: «Ты чертовка, это твоих рук дело». Это равнозначно смертному приговору Элизабет.

Килдейр пытается убедить Элизабет, что ей следует заявить: показания Эвелин продиктованы чувством ревности. Та говорит, что никогда не препятствовала отношениям между Джоном и Эвелин. Элизабет согласилась выйти замуж за Джона только потому, что рассчитывала на главную роль в его пьесе. Это был брак по расчету, хотя Дэн Лено всячески ее от этого отговаривал. Сценическая карьера Лиззи в тому времени была на пике, Джон как начинающий драматург тоже был в ней заинтересован.

Инспектор Килдейр и констебль ищут последнего подозреваемого по делу голема – Джорджа Гиссинга. Его обнаруживают в Лаймхаусе, в подпольном опиумном притоне. Гиссинг здесь работает, пишет романы о жизни городской бедноты. Килдейр полагает, что ученый, женившийся на падшей женщине, вполне может оказаться убийцей старого еврея. Он диктует Гессингу текст из дневника голема. Почерк не совпадает. Но Килдейр обнаруживает место в записях настоящего убийцы, на которые он раньше не обратил внимания. Голем купил запонки в лавке подержанных вещей. Инспектор проверяет журнал лавочника от 10 сентября, там присутствуют две знакомые фамилии – Кри и Лено. Теперь Килдейр склонен считать големом Дэна Лено.

Килдейр и констебль приходят на новое шоу мюзик-холла под названием «Синяя борода». После представления они наносят визит в гримерку Лено. Актер не покупал запонки, о чем свидетельствуют выписки из его счетов. В указанный день он приобрел женскую шляпу. Ссылаясь на занятость, Лено отказывается предоставить инспектору образец почерка, он обещает зайти для этого завтра на Скотланд-Ярд. Но пока актер снимает грим, он может отвечать на вопросы о Джоне Кри. Лено говорит, что видел покойного вечером, когда состоялась премьера его пьесы. Спектакль провалился. В настоящее время театр принадлежит Лено, он стал директором после смерти предыдущего управляющего, которого все называли Дядя. Килдейр спрашивает, почему Элизабет не хочет называть своего покойного мужа убийцей. Инспектора также интересуют подробности смерти Виктора. Лено считает, что кончина Дяди имеет большее отношение к расследуемому делу.

Килдейр задает вопросы о Дяде Элизабет. Та рассказывает, что управляющий склонял ее к порнографическим фотосъемкам. Этим занимались многие актрисы. Лиззи с возмущением отвергла неприличное предложение. Дядя взял девушку силой и лишил ее невинности. Лиззи рассказала обо всем Джону. Тот, чтобы вернуть ей честь, сделал Элизабет предложение, она стала его женой. Через три дня после этого Дядя умер. Килдейр полагает, что его убил Джон. Элизабет утверждает, что не нуждается в помощи, и спасения она не заслуживает. После заключения брака Джон стал требовать от Лиззи интимных отношений. Той это было настолько невыносимо, что она наняла Эвелин горничной. Элизабет платила актрисе в два раза больше, чем та зарабатывала в театре. В условия их договора входило, что Эвелин будет вместо нее выполнять супружеские обязанности.

Элизабет ждала, когда же будет написана пьеса, в которой ей обещана главная роль. Но оказалась, что Джон даже не приступал к ее написанию. Элизабет пришла в читальный зал, где муж якобы работал над пьесой, и устроила ему скандал. Тот решил, что причиной недовольства жены является чувство ревности по отношению к Эвелин. Джон приступил к написанию новой пьесы, и там роли для Элизабет не предусмотрено. Ведь теперь она – леди, ей не место на сцене. Элизабет поставила «Перекресток бед» сама, без разрешения мужа. Спектакль был освистан публикой. Возле театра между супругами произошла шумная ссора. На стороне Джона была Эвелин, Элизабет защищал Дэн. Взбешенный Джон уехал один. Килдейр говорит, что в тот вечер голем совершил убийство семьи лавочника. Инспектор уговаривает Элизабет признаться в том, что она отравила мужа, поскольку боялась за свою жизнь. В этом случае присяжные могут ее пожалеть. Элизабет говорит, что не нуждается ни в чьей жалости.

Присяжные выносят приговор: виновна. Элизабет Кри повесят завтра утром в десять часов утра. Килдейр не теряет надежды спасти Элизабет. Он хочет доказать, что Джон Кри был убийцей. Элизабет хочет, чтобы инспектор разоблачил голема. Она говорит, что у Дэна Лено сохранился экземпляр пьесы «Перекресток зла». Но Килдейр не может сравнить почерк – у Лено только печатный вариант. Оригинальная рукопись находится в библиотеке, которая откроется лишь утром.

Килдейру удается прибежать к месту казни в последнюю минуту. Он добивается отсрочки исполнения приговора на час для того, чтобы убедить за это время судью изменить решение. Инспектор просит Элизабет написать расписку о том, что ее покойный муж был убийцей. Женщина пишет: Я и есть голем. Килдейр с ужасом обнаруживает, что почерк Элизабет идентичен тому, которым сделаны записи маньяка. Все эти ужасные преступления совершила Элизабет.

Килдейр в шоке. Он сжигает признание Элизабет. Женщина казнена. Джона Кри все считают големом. Жители Лондона ликуют: ужасные преступления наконец раскрыты. Инспектор Килдейр получает повышение. Вечером они вместе с констеблем идут в мюзик-холл. Здесь новое шоу. Оно посвящено жизни Лиззи. Дэн Лено решает начать историю с конца, то есть с казни Элизабет. В главной роли – Элеонор. Актриса погибает во время спектакля (никто не проверил реквизит на безопасность). Лено решает, что шоу должно продолжаться. Публика, как всегда, жаждет крови. Великий комик сам сыграет Лиззи. Это будет триумфом, которого она так хотела.

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Упоминания в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали в магии

Создания под названием элементали - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

Легенды Европы

Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан . Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.
Стремление создать искусственное существо не всегда было вызвано тщеславием человека, но и желанием получить дешевого слугу, который безотказно служил бы ему и умел то, что не могут другие. В оккультных книгах описывались магические практики, с помощью которых к какому-нибудь материальному телу присоединялось невидимое астральное существо или душа, которая оживляла его. Будущим телом мог служить труп человека, корень мандрагоры или глиняная фигура.

Хотя голем был создан из глины, но после чудесного оживления каббалистическим магическим обрядом с помощью шема мертвая глина превращалась в живую материю, из которой становилась немым существом, на первый взгляд неразличимым от человека.

Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойная. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, т.е. шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но т.к. оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах - из 12, 42 и 72 букв.

Реальные случаи о раввинах, которые смогли создать голема, приводятся в Талмуде. Для оживления нужно было использовать некое священное слово из книги Сефер Ецира. Голема можно создать с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем - каббалистическая комбинация букв имени Бога.

Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента, который прикрепляли ему на лоб или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта - с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем.

Еврейские ученые пришли к выводам: Голем по сравнению с человеком является чем-то несовершенным и неготовым. У него есть только низшая душа нефеш, которая содержит грубые животные инстинкты, пристрастия и, конечно, хотя совсем немного, разум. Духовные составляющие, которые делают человека человеком, у него отсутствуют, поэтому он не умеет говорить и не обладает свободой принятия решения. Таким образом, он меньше чем человек, но больше, чем животное. Голем не добрый и не злой, все делает механически, выполняя приказание, без опасения за свою жизнь. Огромная сила делает его непреодолимым, его магическое происхождение делает его неуязвимым. Его не поразит меч, огонь или вода. Половые инстинкты у него не пробуждены, и это большое счастье, потому что при его огромной энергии он представлял бы большую опасность для женщин. Т.к. это несовершенный человек, на него не распространяются указания Торы и он не может принимать участие в богослужениях. Период его использования 40 дней, в течение которых он может выполнять разные работы, его можно использовать как курьера. Но если по истечении 40 дней не стереть или не забрать у него шем, он для своего хозяина и его семьи принесет большой вред имуществу, телу или даже жизни.

Создание голема состоит из трех фаз. Первая - формирование фигуры, вторая - превращение глины в органическую материю, третья - полное оживление голема. К его телу необходимо присоединить более-менее сложную духовную сущность - готовый индивидуум или разложенные неличные силы, которые при повторном сложении создадут некий признак интеллигентности, неловкой, но все же разумно ведущей себя.

Уже самому рождению раввина Лева в Вормсе в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за плечом. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев.

Когда Иегуда Лев вырос, он отправился на обучение в Прагу, и там познакомился с девушкой по имени Перл, дочерью богатого пражского еврея. Молодой Иегуда обручился с ней, но свадьбу не мог себе позволить, поэтому снова ушел учиться. А отца его суженой покинула удача, и вся их семья обеднела. Он послал письмо Леву, в котором освободил его от брачных обязательств, сообщив, что у его дочери нет приданого, и Лев может найти себе другую, богатую жену. Ответ Лева был однозначный - бедность не является препятствием, и как только с помощью Божьей он накопит денег, сразу вернется в Прагу и женится на Перл.

Время шло, и Перл открыла в Еврейском городе небольшую продуктовую лавку. Однажды мимо проезжала группа воинов на конях, и их офицер наколол на меч булку хлеба и уехал, не заплатив. Перл бросилась за ним и с плачем просила денег, которые ей необходимы для содержания ее семьи. Офицер ответил, что денег у него нет, задумался, а потом отдал за хлеб седло со своего коня. И только дома Перл с удивлением обнаружила, что внутри седла было много золотых дукатов. И тут поняли, что офицер был никто иной, как пророк Элиаш, которого Бог послал, чтобы избавить их семью от бедности. Теперь уже ничего не мешало свадьбе и возвращению Иегуды Лева в Прагу. После окончания учебы 32-летний Лев женился на 28-летней Перл, и у них было шесть дочерей и сын Шариф. Лев стал раввином еврейской общины.

В следующий раз раввин Лев пришел в Прагу в 1573 году. Он в совершенстве владел каббалистической философией и верил, что магические операции, производимые с помощью имени Бога, действительно существуют и не нарушают порядок мира.

В то время в Праге начала подниматься волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство не могло бы возникнуть.

Фанатичный христианин Тадеаш начал строить козни. Раввин Лев вовремя об этом узнал и отправил «наверх» вопрос, какие средства использовать в борьбе с врагом. Пришел ответ: «Создай голема».

Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом.

Т.к. там было вложено то святое имя, фигура стала человеческим существом, которое не могло говорить и совершенно преданное своему создателю, пока не наступал Шабес. При приближении Шабеса он вынимал ему слово изо рта, и он в мгновение превращался из сына земли опять в землю.

Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется.

Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя (Шем) в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес.


Дверь на чердак Староновой синагоги
Существуют две основные отличающиеся одна от другой версии создания пражского Голема - старые и новые легенды. Старые источники, до 1920 года, не указывают место создания Голема и на вопрос, когда он был создан, отвечают неопределенно - в конце 16 века. Новые легенды называют точную дату.

Согласно старым источникам, причина создания Голема была, чтобы он работал в домашнем хозяйстве, нужен был слуга для грубой ручной работы. Более поздние источники называют необходимость охраны Еврейского города. Позже эти причины объединили - днем Голем служил по хозяйству, а по ночам охранял гетто.

По старым источникам Голема оживляли с помощью шема, который раввин Лев вложил ему под язык. Младшие источники делают акцент на сложный ритуал с участием трех лиц, представляющих стихии огня, воды и воздуха. В старой версии он простым способом оживлен и простым уничтожен - достаточно было вынуть у него пергамент с написанным шемом. Уничтожить Голема раввин решил тоже по иным причинам, чем было указано в старых преданиях - не потому что он боялся, чтобы Голем не принес еще какой-нибудь вред, а потому что он стал больше не нужен. Император Рудольф II пообещал, что больше не будут нападения христиан на евреев, и существование легендарного смотрителя стало излишним.

В то время жил в Праге известный еврейский благотворитель и примас Мордехай Майзл. Пражский мясник по имени Гавличек взял у него в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзела в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзела обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях.
* * * В 1583 году над головами евреев снова стали собираться тучи. В пасхальные праздники из гетто сбежала молодая еврейка Дина, дочь лекаря Мариди, с целью отказаться от еврейской веры и перейти в христианство. Убежище ей предоставил христианин Тадеаш, большой противник евреев, который приветствовал подобные случаи. Одновременно из гетто исчезла христианская девушка, служившая у одного еврея. Никто не знал, куда она делась. Дина в благодарность Тадеашу пообещала лжесвидетельствовать против евреев. На допросе у самого кардинала беззастенчиво утверждала, что лично слышала, как слуга раввина Абрахам Хаим договаривался с Големом, что убьют служанке, потому что евреям нужна была кровь для пасхального хлеба.

Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой.

Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
* * * Один студент, знающий от всего понемногу, а в целом неразбериху, написал некачественный шем, который разбудил Голема к несовершенной жизни. Голем перестал расти, жизнь его покинула, в огромном теле снова появились трещины, как в высохшей глине. Голем накренился, и под его тяжелым телом студент нашел свою смерть.
* * * Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч - тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. И этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.


Староновая синагога. 1836
Во всех версиях легенды описываются два события, которые точно не являются вымыслом. Первая из них - приостановка пятничного богослужения раввином Левом, чтобы прекратить бесчинства Голема. Вторая - запрет входа на чердак Староновой синагоги, куда якобы рабби Лев тайно поместил тело Голема. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный не проник на чердак. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница. Об этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок, которые еще видно на изображении синагоги 1838 года Вилема Кандлера. Позже они были замурованы. В 18 веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги. Стационарной лестницы туда не было, поэтому приставили длинную временную. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак храма, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. «Пусть никто больше не осмеливается туда наверх и не тревожит покой Голема!» - раввин обновил строгий запрет входа на чердак.

Ключ к решению загадки Голема найдем в самом слове «голем». Трактат «Пирке Авот» называет големом человека, у которого отсутствует ум, умение вести себя в обществе, воспитание - это противоположность духовному и ученому человеку. Но более распространено понятие голема как искусственно созданной сущности из бесформенной массы глины. И только чудесный шем пробуждает в ней жизнь, хоть и на животном уровне, связанную с душой инстинктов нефеш и астральной душой руах. Высшая душа разума - нешама голему не была дана.

Слово «голем» может также означать дурака! Кто был тот некто, который в приступе ярости подвергал опасности людей в гетто, и при том ничего сверхъестественного или таинственного в нем не было? Конечно, слуга раввина! Никакое не искусственное существо, никакой не механический автомат, а обычный человек. Человек, страдающий какой-нибудь душевной болезнью, периодическими приступами ярости, вероятно, эпилептик.

Пражский Голем заметно отличался от всех остальных големов. Пишут, что он был создан из глины, иначе бы это не был голем, но после чудесного оживления из него стал человек из плоти и крови, у него была кожа, волосы, ногти. Он только не умел говорить. Он не возрастал в размерах, как остальные големы, которые через 40 дней становились опасными и их надо было уничтожать, а сохранял размеры человека. В таком человеческом виде он жил в гетто 12 лет и у него было имя. Его называли Йозеф или Йоссиле. Йоссиле Голем - дурачок Пепичек или просто глупый Пепа! Еще недавно так называли душевнобольных людей.

На настоящего голема никогда не распространялись указания Торы, потому что это был неполный человек. Ему не нужно было соблюдать и законы субботнего покоя. Скорее, наоборот. Согласно одной галичской легенде, голема создали специально, чтобы он служил как шабес-гой и выполнял работу, которая евреям в субботу запрещена. Почему тогда раввин Лев так тщательно следил, чтобы его Голем в субботу отдыхал? Также и помещение шема под язык совершенно неизвестно в еврейских легендах. Но легко представить, что раввин своему душевнобольному слуге регулярно давал какое-нибудь лекарство, и тогда вся история выглядит в ином свете.



Староновая синагога. 1836
Назначение синагоги было не только религиозным, но и светским. После трагического разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 г. до н.э. изменилось все богослужение и молитвы с чтением Торы заменили жертвенный культ с мистерией. Вместо храма, куда был доступ только у верховного жреца, появилась синагога - собрание всех членов общины. Это был не только молитвенный дом. Синагога выполняла административные, судебные и главное - педагогические функции - отсюда старое название «Школа». Это было место, где принимались и объявлялись решения общины, где заключались договоры и исполнялись судебные наказания. Светскую миссию выполнял алмемор или бима (место для чтения), а религиозное - Арон хакодеш - Ковчег Завета, место хранения Торы, расположенный у стены, обращенной к Иерусалиму.

Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад.

Чердак Староновой синагоги 10 х 15 м, везде мощные кровельные балки, пыль и голубиный помет. С пола поднимаются шесть больших бугров из камня, связанных раствором. Это верхние части свода храма. В полу исчезают несколько цепей, привязанных к балкам, которые где-то внизу, в храмовом зале держат тяжелые люстры.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает. Если бы члены еврейской общины нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости, то находку бы скрыли и тайно закопали на кладбище. В то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

Голем - это существо еврейской мифологии, внешне похожее на человека. Он сделан из глины и оживлен раввином при помощи тайных знаний.

Считается, что создать Голема может только высоко и достигший наивысшей чистоты человек, верховный раввин, для того, чтобы спасти свой народ от надвигающейся беды. Человек из глины обладает сверхъестественной силой, благодаря которой он способен справиться с любыми врагами еврейского народа.

Легенда гласит, что рождение Голема произошло в Праге XVI столетия, которую в то время населяли чехи, евреи и немцы. Несмотря на то, что еврейское гетто занимало значительную часть города, этот народ терпел жестокие гонения.

В это время Верховный раввин иудеев Праги по имени Лев обратился к небесам с просьбой подсказать, как ему прекратить страдания своего народа. Ему было велено создать Голема, чтобы тот уничтожил врагов.

Ночью на берегу реки Влтавы он совершил ритуал: вылепил из глины фигуру человека, вместе с вокруг нее, вложил в уста шем (способное оживлять имя Бога, написанное на пергаменте). Сразу после этого Голем ожил. Внешне он был подобен человеку, только имел необычайную силу, не мог говорить, и кожа его была коричневого цвета.

Он расправился с врагами и 13 лет охранял евреев от притеснений. Наконец, евреи почувствовали себя в безопасности.

Конец истории Голема

Голем помогал раввину Льву, выполнял его поручения. Каждую пятницу раввин вынимал шем изо рта глиняного человека, чтобы он не оставался без присмотра в субботу, когда раввин был в синагоге.

Однажды раввин Лев забыл это сделать, и Голем вырвался из дома, круша все вокруг. Раввин вскоре настиг его и вынул шем. Голем уснул навсегда.

Тело глиняного человека подняли на чердак Староновой синагоги в Праге. Раввин Лев запретил подниматься кому-либо туда. Лишь в 1920 году один чешский журналист решил проверить, правда это или нет, и подняться на чердак. Но кроме мусора, там ничего не было.

Несмотря на это, евреи Праги до сих пор верят в глиняного защитника своего народа. Они считают, что каждые 33 года Голем внезапно появляется и исчезает в городе. В чешском городе Познань в честь Голема даже установлен памятник.

Сюжет этой легенды можно найти во многих произведениях искусства. Мотив Голема использован в таких литературных произведениях, как «Голем» Густава Майринка и одноименная пьеса Артура Холичера, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, русская народная сказка о Глиняном Парне. Также о Големе упоминается в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, в романе Умберто Эко «Маятник Фуко», романе «Чапаев и пустота» В. Пелевина и т.д. Сюжет легенды о Големе можно найти в кинофильмах, мультфильмах, песнях и компьютерных играх.

Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут вас по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.


Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, верховный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.


Магический ритуал Бецалель провел ночью, на берегу Влтавы, в присутствии двух ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету.
После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Защитник и разрушитель

От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.


Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель, обычно, вынимал у него изо рта шем и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.


Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, в сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом, и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.


Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу, и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности, была даже разобрана лестница, ведущая наверх.


Говорят, что в XVIII веке, раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений, в молитвенном облачении, раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.

Легенда жива

В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.


Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля и в ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло. После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.


Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.


А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года, на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.