Роль цветов в поэзии ахматовой. Исследовательский проект «Цветы в творчестве А.А


Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой. В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника …


Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики. Её цветы реальны, видимы, и создается впечатление, что мы чувствуем их ароматы, что они имеют определенный цвет. Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики. Её цветы реальны, видимы, и создается впечатление, что мы чувствуем их ароматы, что они имеют определенный цвет.


Из сборника « Вечер » стихотворение « Вечерняя комната ». Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе. Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет в старое саше … … Последний луч, и желтый и тяжелый Застыл в букете ярких георгин, И как во сне я слышу звук виолы И редкие аккорды клавесин.





Стихи « К городу Пушкина ». Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ. Одичалые розы пурпурным шиповником стали, А лицейские гимны всё так же заздравно звучат. Полстолетья прошло … Щедро взыскана дивной судьбою, Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,- И туда не вернусь! Но возьму и за Лету с собою Очертанья живые моих царскосельских садов.


Язык цветов дает возможность выражать свои намерения и чувства. Опорные слова: Азалия – преданность. Василек – грация, элегантность. Гвоздика – платоническая любовь. Георгин – непостоянство, каприз. Гербера – тайна. Гладиолус - постоянство. Ирис – вестник. Лилия белая – чистота. Лотос – счастье, здоровье, долгая жизнь. Нарцисс – эгоизм, Пальма – верность. Пион – богатство и слава. Плющ – верность. Подсолнух – преклонение. Роза – красота, любовь, сердце. Тюльпан – взаимопонимание. Хризантема – благодарность.

Лытова Дарья.

Данный материал - исследовательская работа по творчеству А.А,Ахматовой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Символика цветов

в поэзии

Анны Андреевны Ахматовой.

Лытова Дарья Сергеевна

10 класс

Руководители:

МКОУ БСОШ №1

Сосницкая Лилия Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ БСОШ №1

Решетняк Наталья Юрьевна.

Быково

2014 год.

Аннотация.

Актуальность исследования.

Цели.

Задачи исследования.

Этапы работы.

I.Аннотация.

  1. Роза.

1.1.Ранняя лирика.

1.2. Поздняя лирика.

2.Сирень.

2.1.Ранняя лирика.

2.2. Поздняя лирика.

3.Фиалка.

3.1.Ранняя лирика.

3.2. Поздняя лирика.

4. Мак.

4.1.Ранняя лирика.

4.2. Поздняя лирика.

5. Хризантема.

5.1.Ранняя лирика.

5.2. Поздняя лирика.

6. Тюльпаны и гвоздики.

6.1.Ранняя лирика.

6.2. Поздняя лирика.

7. Нарциссы.

7.1.Ранняя лирика.

7.2. Поздняя лирика.

IV. Заключение.

V.Литература.

1.Роза.

Ранняя лирика.

-«Сухие, розовые губы.»

Скоро будет последний суд,

И малиновые костры,

Трепетания стрекоз»

Поздняя лирика.

-«Бессмертные розы» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)

(«Последняя роза» 1962)

На родину предвечных роз…» (1941)

2.Сирень.

Ранняя лирика.

Ветки те, что ныне отцвели»

-«Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой» («Прогулка» 1913)

-«Небо мелкий дождик сеет

На зацветшую сирень» (1916)

Поздняя лирика.

Что я наследую всё это:

…И покаянную рубаху,

И замогильную сирень»

(«Наследница» 1958)

3.Фиалка.

Ранняя лирика.

(«Поэма без героя» 1913)

Жизнь мою храня,

Первых фиалок они светлей,

А смертельные для меня.»

Поздняя лирика.

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот…

…Но мы узнали навсегда,

(1933)

4.Мак.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

5.Хризантема.

Ранняя лирика.

(«Вечерняя комната» 1910)

Поздняя лирика.

Тюльпаны и гвоздики.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

«Над Азией весенние туманы,

И яркие до ужаса тюльпаны

Своё бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.»

Нарциссы.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

III.Заключение.

(А. Ахматова 1910г.)

Литература.


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Пусть когда-нибудь имя моё прочитают…»

(по жизни и творчеству А.А.Ахматовой)

Секция - исследовательская работа.

Символика цветов

как изображение внутреннего мира

в поэзии

Анны Андреевны Ахматовой.

Лытова Дарья Сергеевна

МКОУ БСОШ №1 «имени героя России С.А.Арефьева»

10 класс

Руководители:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ БСОШ №1

Сосницкая Лилия Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ БСОШ №1

Решетняк Наталья Юрьевна.

Быково

2014 год.

Аннотация.

Актуальность исследования.

Цветы обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой достаточно явно. Многие исследователи обращали внимание на образы цветов в творчестве поэтессы. Рассмотрение и изучение образов цветов в творчестве Ахматовой представляет интерес и поможет глубже вникнуть и понять сущность поэзии великой поэтессы.

Цели.

1.Установить символическое значение цветов в творчестве Ахматовой.

2. Проследить связь между образами цветов с жизнью и мировоззрением поэтессы.

Задачи исследования.

1.Изучить стихотворения поэтессы.

2.Понять назначение цветов в жизни и творчестве Анны Ахматовой.

Этапы работы.

  1. Изучение литературы по теме исследования (образы цветов в литературе ХХ века, биография поэтессы, исследования учёных по исследованию образов цветов).
  2. Сбор материала (работа с первоисточниками – сборниками стихов А. Ахматовой), его обработка.
  3. Обобщение полученных результатов.

I.Аннотация.

II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой».

III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой».

  1. Роза.

1.1.Ранняя лирика.

1.2. Поздняя лирика.

2.Сирень.

2.1.Ранняя лирика.

2.2. Поздняя лирика.

3.Фиалка.

3.1.Ранняя лирика.

3.2. Поздняя лирика.

4. Мак.

4.1.Ранняя лирика.

4.2. Поздняя лирика.

5. Хризантема.

5.1.Ранняя лирика.

5.2. Поздняя лирика.

6. Тюльпаны и гвоздики.

6.1.Ранняя лирика.

6.2. Поздняя лирика.

7. Нарциссы.

7.1.Ранняя лирика.

7.2. Поздняя лирика.

IV. Заключение.

V.Литература.

I.Цветы в творчестве А.А.Ахматовой.

Цветы в жизни каждой женщины играют важную роль. У всех есть свои предпочтения – любимые цветы. Есть и нелюбимые. Кроме того, с древних времен человек желал видеть во всем, что его окружает, некую символичность и определенную значимость для своей жизни. И у А.А. Ахматовой образы цветов в поэзии имеют определенное символическое содержание и тесно связаны с ее жизнью.

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении - Горе́нко)- одна из известнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое её близких (её муж в 1910-1918 годы Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете».

«Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух. Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение.

II.Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны Ахматовой

1.Роза.

Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен.

Ранняя лирика.

-«Сухие, розовые губы.» («Не будем пить из одного стакана…» 1913)

-«Чёрных ангелов крылья остры,

Скоро будет последний суд,

И малиновые костры,

Словно розы, в снегу цветут.» («Как ты можешь смотреть на Неву…» 1914)

-«Новогодний праздник длится пышно,

Влажны стебли новогодних роз,

А в груди моей уже не слышно

Трепетания стрекоз» («После ветра и мороза было…» 1914)

С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски.

«И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора.

Поздняя лирика.

-«Бессмертные розы» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)

-«Всё возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить» («Последняя роза» 1962)

-«А умирать поедем в Самарканд,

На родину предвечных роз…» (1941)

С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.

2.Сирень.

Ранняя лирика.

-«Подстригаю на кустах сирени

Ветки те, что ныне отцвели» («Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)

-«Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой» («Прогулка» 1913)

-«Небо мелкий дождик сеет

На зацветшую сирень» (1916)

Поздняя лирика.

-«О, кто бы мне тогда сказал,

Что я наследую всё это:

…И покаянную рубаху,

И замогильную сирень»

(«Наследница» 1958)

-«И кладбищем пахла сирень..»

(«Поэма без героя» 1940-1962)

Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.

3.Фиалка.

Ранняя лирика.

-«Горы парижских фиалок в апреле –

И свиданье в Мальтийской Капелле,

Как проклятье в твоей груди».

(«Поэма без героя» 1913)

-«Только глаза подымать не смей,

Жизнь мою храня,

Первых фиалок они светлей,

А смертельные для меня.»

Поздняя лирика.

-«Персик зацвел, а фиалок дым

Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Привольем пахнет дикий мёд…

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот…

…Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь»

(1933)

Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.

4.Мак.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.

В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.

5.Хризантема.

Ранняя лирика.

«Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе,

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет старое саше.»

(«Вечерняя комната» 1910)

В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет.

Поздняя лирика.

Тюльпаны и гвоздики.

Ранняя лирика.

В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.

Поздняя лирика.

«Над Азией весенние туманы,

И яркие до ужаса тюльпаны

Ковром заткали много сотен миль…»

(«Какая есть. Желаю вам другую…» 1942)

«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Своё бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.»

(Из цикла «Ташкентские страницы» 1959)

В позднем творчестве читатель

может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом.

(1916)

Поздняя лирика.

В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.

III.Заключение.

Для того чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А. А. Ахматова использует символику цветов. Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.

Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии А.А. Ахматовой.

Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.

В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты.

«Я не люблю цветы – они напоминают

Мне похороны, свадьбы и балы»

(А. Ахматова 1910г.)

В 1913-1914 годы цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью.

В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью.

Литература.

1. Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.

2. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. - Л., 1968.

3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.

4. Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. - Л., 1966.

5. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977

6. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. - Paris: YMCA-Press, 1976.

Подобный материал:

  • Тема урока: Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Ахматовой , 26.65kb.
  • Творчество А. Ахматовой совершенно уникальное явление в русской поэзии. Доминирующим , 26.47kb.
  • А. А. Ахматовой «Я полюбила Вас, Анна Ахматова…» , 90.88kb.
  • Анне Андреевне Ахматовой посвящается… Открытый урок , 305.52kb.
  • Тема: «Художественный мир поэзии Анна Ахматовой. Его отличительные особенности» , 169.14kb.
  • Тема Кол-во страниц , 18.32kb.
  • План лекции 11(23) июня 1889 г. Под Одессой в семье отставного инженера-механика флота , 97.25kb.
  • Анатолий Найман «поэма без героя» Принято говорить об Ахматовой , 172.55kb.
  • Мотив камня в лирике Анны Ахматовой. Тезисы , 62.52kb.
  • Моу «Эльбарусовская средняя общеобразовательная школа» , 60.15kb.
О цветах в поэзии А.А.Ахматовой.

В стихотворениях Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти прослеживается тема цветов. Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканная гиацинты, то простые одуванчики.

Как проявление вечности появляются в "Вечере" цветы: лилии, цветущий крыжовник, розы, левкои…

Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение. Например: белая хризантема - символическое знание вечности, тюльпан - символ признания в любви, красный цвет его имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость... В сборнике Анны Андреевны "Подорожник" цветы простые - подснежники, полевые цветы, растения - подорожник, лебеда, крапива, чертополох...

Стихи 1935 - 1948 годов пестрят названиями цветов и растений: одуванчик, крапива, нарцисс, цветущий персик, фиалка, роза, глицинии, шиповник, черёмуха, резеда, тюльпан, подснежник, сирень, хризантема.

Если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл стихотворений: черёмуха - отрадное чувство, но через "белый траур" мы видим вечную (белый) трагедию, драму; крапива, чертополох - предостережение; жёлтый одуванчик - наднжда на будущее, стимулирующая к жизни (жёлтый); сирень - чистая любовь; нарцисс - кротость, нежность.

В последнем периоде 1955 - 1966 в стихах её вновь появляются розы, шиповник, персик, сирень, вереск, гвоздики, фиалка. И это неслучайно: поэтесса возвращается к прошлому, воспоминания невольно заставляют его сравнивать с настоящим.

Так возникает тема вечности.

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский многопрофильный колледж»

Исследовательский проект на тему:

«Цветы в поэзии А.А Ахматовой».

Выполнила: Васильева Е.Г.,

студентка 61Тгр.

Руководитель: Лачугина Л.А.,

преподаватель русского языка и литературы

Рязань, 2017 г

Тематика:

Васильева Екатерина

Руководитель проекта:

Лачугина Людмила Анатольевна

ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»

Данная исследовательская работа по литературе " «Цветы в поэзии А.А. Ахматовой» " посвящена изучению поэтического мира А.А.Ахматовой, особенностей ее стихотворений, в которых присутствуют цветы, их символики и значения.

В процессе исследовательской работы по литературе «Цветы в поэзии А.А.Ахматовой» учащейся была выдвинута гипотеза о том, что цветы помогают воссоздать психологическое состояние лирического героя стихотворений А.А. Ахматовой, передают определённую атмосферу настроения.

Практическая значимость исследования:

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….. .4-5стр.

1.1. Биография А.А.Ахматовой…………………………………………….6-9

1.2. Значимость цветов в нашей жизни и в жизни Ахматовой...................10

Глава 1. Сирень……………………………………………………………...11-12

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 2. Розы…………………………………………………………………..13-14

а) Ранняя лирика

б)Поздняя лирика

Глава 3.Мак…………………………………………………………………….15

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 4.Тюльпаны…………………………………………………………….16-17

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 5.Фиалки................................................................................................18- 19

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 6.Нарциссы.............................................................................................. 20

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 7. Гвоздики…………………………………………………………….. 21

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 8.Хризантемы…………………………………………………………….22

а) Ранняя лирика

б) Поздняя лирика

Глава 9.Одуванчики..............................................................................................23

а) Ранняя лирика

3.Заключение……………………………………………………………………24

4.Список литературы……………………………………………………………25

1. Введение.

Главная причина появления моей работы заключается в том, что это является моей зачётной работой по литературе. Я прочитала много литературы об А.А. Ахматовой, ни один сборник ее стихотворений. Работа меня сильно увлекла. Мой замысел состоит, прежде всего, в следующем: рассказать об одной из тайн поэтического мира А.А. Ахматовой, связанной с миром цветов. Итак, своей главной целью в данной работе я ставлю в первую очередь – это знакомство с личностью и биографией Анны Андреевны Ахматовой и ее творчеством, во- вторых, открытием для себя считаю замечательный поэтический мир А.А.Ахматовой, особенность ее стихотворений, в которых присутствуют цветы, их символика и значение. О чем они нам говорят?

Задачи проекта:

    Изучить биографию Анны Андреевны Ахматовой;

    Изучить стихотворения А.А.Ахматовой;

    Обратить внимание на стихотворения, в которых присутствуют образы цветов, понять их значение.

Объект исследования: биография и творчество Анны Ахматовой.

Предмет исследования: образы цветов в поэтическом мире Анны Ахматовой.

Гипотеза:

Цветы помогают воссоздать психологическое состояние лирического героя стихотворений А.А. Ахматовой, передают определённую атмосферу настроения.

Этапы реализации:

    Изучение литературы по теме исследования «Образы цветов в поэзии А.А.Ахматовой»;

    Сбор нужного материала по данной теме, его прочтение и тщательное изучение;

    Вывод из полученных данных

Методы исследования

    Теоретические – изучение литературы по теме исследования

    Практические – анализ стихотворения Анны Ахматовой

Практическая значимость:

    При составлении сценария внеклассного мероприятия по творчеству Анны Ахматовой

    Возможность использовать данный проект на уроках литературы

1. 1. Биография А.А.Ахматовой.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. В одном из вариантов своей автобиографии Ахматова пишет: « Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется Элиотом». В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь (ночь Ивана Купалы) – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки…Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…» Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Писать стихи Анна начала с одиннадцати лет. В доме читали Державина и Некрасова – во всяком случае, именно эти имена стали для юной Ахматовой первыми поэтическими именами. Однако отец ещё до первого стихотворения дразнил её декадентской поэтессой. В 1903 познакомилась с Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. Он пишет стихи, он приезжает к ней в Крым, он несколько раз пытается покончить собой…Анна любит другого, пишет «великое множество беспомощных стихов»,отвечает отказами Гумилёву и сама покушается на самоубийство. В 1907г. Гумилёв издаёт в Париже журнал «Сириус», в нём впервые за подписью «Анна Г.» опубликовано стихотворение Ахматовой «»На руке его много блестящих колец»». В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-190г. училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910г - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге. Весной 1910г. Ахматова согласилась стать женой Гумилева. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Не перестаёт писать стихи, которые настороженно принимает литературный Петербург. Весной 1912г. Гумилевы путешествовали по Италии, а в сентябре родился их сын Лев. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910г. посылает стихи в "Русскую мысль" Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех. В том же 1912г. участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты. В 1914 выходит второй сборник "Четки" принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие "Ахматовской строки". Летом 1914г. Ахматова пишет поэму "У самого моря", восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем. Следующий сборник "Белая стая" увидел свет в сентябре 1917г. и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали значимость ее творчества. В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918г., когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за Шилейко, ученого - переводчика клинописных текстов.С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике "Белая стая" нарастающее "ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической". Инспирируя в ранних стихах атмосферу "загадки", ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное "самовыражение" как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Маяковскому заметить: "Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины". Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, "все расхищено, продано, все голодной тоскою изглодано". Но Россию не покинула, отвергнув "утешные" голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. За границу она не уехала даже после того, как в 1921г. большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева. Начало двадцатых годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина. Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х г. печатать перестали. В 1924 стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В начале 1930-х г. был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший в период репрессий три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, после Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован. Позже судьбам тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием". В 1939 после положительной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник "Из шести книг", включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек. Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 г. Здесь поэтесса чувствовала себя не так одиноко. В обществе близких и приятных ей людей - Фаины Раневской, Елены Булгаковой.Там же она узнала о переменах в судьбе своего сына. Лев Николаевич Гумилев просил отправить его на фронт, и просьбу его удовлетворили. Летом 1944г.Ахматова вернулась в Ленинград. Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 г., сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве. И вдруг все оборвалось. В 1945-1946 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову главным объектом партийной критики. Направленное против её постановление ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. А через две недели Президиум правления Союза писателей СССР постановил исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей,тем самым она практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами, хотя всегда считала, что переводить чужие и писать собственные стихи немыслимо. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано в 1950г., когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: "Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха". Начиная с 1946 г. многие стихи Ахматовой посвящены Исайе Берлину – английскому дипломату, филологу и философу, посетившему ее в 1945г. в Фонтанном Доме. Беседы с Берлиным стали для Ахматовой выходом в живое интеллектуальное пространство Европы, привели в движение новые творческие силы, она мифологизировала их отношения, связывала с их встречей начало «холодной войны». В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина и звание почетного доктора Оксфордского университета. Осенью 1965г. Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта умерла в санатории в Домодедове в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.7 марта в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом. Лев Гумилёв, когда строил памятник матери вместе со своими студентами, камни для стены собирал, где мог. Стену клали сами - это символ стены, под которой стояла его мать с передачами сыну в «Кресты». Кончина Ахматовой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, – откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве, – с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

1.2. Значимость цветов в нашей жизни и в жизни Ахматовой.

Цветы в жизни каждого человека играют особенную роль, особенно у женщин. Как и у каждого человека у нас есть любимые и нелюбимые цветы. Для нас, женщин-цветы значат очень многое. Одни символизируют любовь и верность, другие дружбу, а третье могут символизировать горе и печаль. Образы цветов играют огромную роль в «поэтическом букете» Ахматовой. С помощью цветов Ахматовой не нужно рассказывать о своих печалях и радостях, они делают это за неё. Её цветы настолько реальны, что мы буквально можем ощутить их на ощупь, почувствовать их прекрасный аромат и увидеть эти яркие, фантастические цвета. Любимыми цветами Анны Ахматовой были бархатные, бордовые розы. Мы можем просмотреть это даже в её стихотворениях. Ведь не зря она посвятила им около десяти,а может даже и больше стихов.»Она очень любила получать огромные букеты этих цветов, так как преданные цветы вдохновляли поэтессу на новые творения.» Роза - это символ смелости, гордости, любви и совершенства. В одном из своих стихотворений она пишет:

«Я не люблю цветы - они напоминают
Мне похороны, свадьбы и балы,
Для ужина накрытые столы
Та, что всегда была моей отрадой с детства,
Осталась и досель единственным наследством,
Как звуки Моцарта, как ночи чернота.»

Но разве человек, который не любит цветы, будет посвящать им такое огромное количество стихотворений? Какие же любимые цветы у Ахматовой, а какие - нет? Что они для неё значат, что хотят нам сказать?

2. Основная часть. Цветы в поэзии А.А.Ахматовой.

Глава 1.Сирень

а)Ранняя лирика.

1. «Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой…

Он снова тронул мои колени

Почти не дрогнувшей рукой...»

(«Прогулка»1913г.)

2.« Подстригаю на кустах сирени

Ветки те, что ныне отцвели;

По валам старинных укреплений

Два монаха медленно прошли…»

(«Стал мне реже сниться Славу Богу» 1912г.)

3. «Небо мелкий дождик сеет

На зацветшую сирень.
За окном крылами веет

Белый, белый Духов День.

Нынче другу возвратиться

Из-за моря - крайний срок.
Все мне дальний берег снится,
Камни, башни и песок…»

(1916г.)

б)Поздняя лирика.

1. «И тогда из грядущего века

Незнакомого человека

Пусть посмотрят дерзко глаза,
Чтобы он отлетающей тени

Дал охапку мокрой сирени

В час, как эта минет гроза…»

2. «Дым плясал вприсядку на крыше

И кладбищем пахла сирень.

И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый,

Город в свой уходил туман…»

(«Поэма без героя Триптих» 1940-1962г.)

3. «Казалось мне, что песня спета

Средь этих опустелых зал.
О, кто бы мне тогда сказал,

Что я наследую все это:
Фелицу, лебедя, мосты,
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи

И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,

И замогильную сирень…»

(Наследница» 1958г.)

4.»С кем горчайшее суждено,

Он ко мне во дворец Фонтанный

Опоздает ночью туманной

Новогоднее пить вино.

И запомнит Крещенский вечер,

Клен в окне, венчальные свечи

И поэмы смертный полет...

Но не первую ветвь сирени,

Не кольцо, не сладость молений -

Он погибель мне принесет…»

(«Поэма без героя» 1962г.)

С помощью сирени Ахматова описывает своё состояние горечи, потери утраты, угасания. Как в ранней лирики, так и в поздней сирень-это символ смерти. Только в ранней лирике сирень- это символ угасания чувств, любви, теплоты, а в поздней – это символ реальной смерти, потери.

Глава 2.Розы

а)Ранняя лирика.

1.» После ветра и мороза было

Любо мне погреться у огня.

Там за сердцем я не уследила,

И его украли у меня.

Новогодний праздник длится пышно,

Влажны стебли новогодних роз,

А в груди моей уже не слышно

Трепетания стрекоз...»

После ветра и мороза было... « 1914г.)

2.» Как ты можешь смотреть на Неву,
Как ты смеешь всходить на мосты?..

Я недаром печальной слыву
С той поры, как привиделся ты.
Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,

Словно розы, в снегу цветут…»

(«Как ты можешь смотреть на Неву» 1914г.)

3.»А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней...»

(«Небывалая осень построила купол высокий...» 1922г.)

4.» Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз…»

(1922г.)

5.» И в тайную дружбу с высоким,
Как юный орел темноглазым
Я, словно в цветник предосенний,
Походкою легкой вошла.
Там были последние розы,
И месяц прозрачный качался
На серых, густых облаках...» (1917г.)

6.» Я не люблю цветы - они напоминают
Мне похороны, свадьбы и балы,
Для ужина накрытые столы
Но лишь предвечных роз простая красота,
Та, что всегда была моей отрадой с детства…»

(1910 г.)

Поздняя лирика.

1. »Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип...»

(«Летний сад» 1959г.)

3.» Вот это я тебе , взамен могильных роз ,

Взамен кадильного куренья

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье …»

(«Памяти Булгакова» 1940г.)

4.»Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Все возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить…»

(«Последняя роза» 1962 г.)

5.»А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз...
Ташкент, Ташми…»

(1942г.)

Розы в стихотворениях Ахматовой с одной стороны описывают любовь, страсть, красоту, а с другой стороны с помощью роз Ахматова связывает розы с тоской, смертью, грустью, особенно это заметно в поздней лирике.

Глава 3.Мак

Ранняя лирика

1.»Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак...»

(1917г.)

Поздняя лирика.

1.»До середины мне видна

Моя поэма. В ней прохладно,

Как в доме, где душистый мрак

И окна заперты от зноя

И где пока что нет героя,

Но кровлю кровью залил мак...»

(«Ещё одно лирическое отступление» 1943г.)

2.»Не дышали мы сонными маками,
И своей мы не знаем вины.
Под какими же звездными знаками
Мы на горе себе рождены?
И какое кромешное варево
Поднесла нам январская тьма?
И какое незримое зарево
Нас до света сводило с ума?»
(1946г.)

В ранней лирике, когда Ахматова говорит о маке, чувствуется покой и умиротворение. Когда она говорит о маке в стихотворении 1917года, чувствуется, будто она описывается своё привычное состояние, обычный день. В поздней лирике Ахматова будто бы хочется встать и на весь мир что-то громко заявить, в них чувствуется напряжение и драматичность.

Глава 4. Тюльпаны

Ранняя лирика.

1.»Не любишь, не хочешь смотреть.
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица...
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся.

Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...»

(«Смятение» 1913 г.)

Поздняя лирика

1.»Это были черные тюльпаны -
Это были страшные цветы.
И рассвет холодный был, туманный,
Словно Смерть впустила понятых.
Это черные извечные тюльпаны -
Это запах горечей, разлук,
Это привкус позабытой раны
И притихших ненадолго мук.
Это были черные тюльпаны -
Тихие наместники сумы,
Что качались молча, неустанно
Даже среди ледяной зимы.
Это были черные тюльпаны -
Это были страшные цветы,
Выходцы страны Больших Туманов
Сеются и сеются в миры...» (1959г.)

3.»Над Азией весенние туманы,
И яркие до ужаса тюльпаны
Ковром заткали много сотен миль.
О, что мне делать с этой чистотою,
Что делать с неподкупностью простою?
О, что мне делать с этими людьми!
Мне зрительницей быть не удавалось,
И почему-то я всегда вторгалась
В запретнейшие зоны естества.
Целительница нежного недуга,
Чужих мужей вернейшая подруга
И многих безутешная вдова…»

(«Какая есть желаю вам другую» 1942 г.)

В ранней лирике образ тюльпан ассоциируется у Ахматовой с теплотой, благоговением и любовью. Возможно даже, что в стихотворении «Смятение», она рассказывает нам о человеке, которого она любит и который ей дорог, и эти «красные тюльпаны» у неё ассоциируются только с ним. В поздней лирике тюльпаны - это символ смерти, горечи, разлуки, чего-то ненастоящего, искусственного.

Глава 5.Фиалки

Ранняя лирика

1.» Оплывают венчальные свечи,

Под фатой "поцелуйные плечи",

Храм гремит: "Голубица, гряди!"

Горы пармских фиалок в апреле –

И свиданье в Мальтийской капелле ,

Как проклятье в твоей груди.

Золотого ль века виденье

Или черное преступленье

В грозном хаосе давних дней?»

(«Поэма без героя» 1913 г.)

2.»Самые темные дни в году

Светлыми стать должны.

Я для сравнения слов не найду -

Так твои губы нежны.

Только глаза подымать не смей,

Жизнь мою храня.

Первых фиалок они светлей,

А смертельные для меня.»

Поздняя лирика

1.»Привольем пахнет дикий мед,

Пыль - солнечным лучом,

Фиалкою - девичий рот,

А золото - ничем.

Водою пахнет резеда,

И яблоком - любовь.

Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь...»

(1934г.)

3.» Третью весну встречаю вдали

От Ленинграда.

Третью? И кажется мне, она
Будет последней.
Но не забуду я никогда,
До часа смерти,

Как был отраден мне звук воды
В тени древесной.

Персик зацвел, а фиалок дым
Все благовонней.
Кто мне посмеет сказать, что здесь
Я на чужбине?!»

(«Луна в зените» 1942-1944 г.)

В ранней лирике образ фиалок ассоциируется у меня с чем-то лёгким весенним, влюблённым, но с другой стороны они омрачены чем-то грустным и неприятным. А в поздней лирике она сравнивает фиалки с чистым и невинным девичьим ртом и хочет, чтобы мы почувствовали их прекрасный дым. Но самое главное отличие заключается в том, что в ранней лирике она описывает фиалки внешне, а в поздней Ахматова хочет, чтобы мы почувствовали их запах, и даже каковы они на ощупь.

Глава 6.Нарциссы

Ранняя лирика

1.» Если плещется лунная жуть,

Город весь в ядовитом растворе.

Без малейшей надежды заснуть

Вижу я сквозь зеленую муть

И не детство мое, и не море,

И не бабочек брачный полет

Над грядой белоснежных нарциссов

В тот какой-то шестнадцатый год...»

(1928 г.)

2.» И белые нарциссы на столе,

И красное вино в бокале плоском

Я видела как бы в рассветной мгле.

Моя рука, закапанная воском,

Дрожала, принимая поцелуй,

И пела кровь: блаженная, ликуй!»

(1916 г.)

Поздняя лирика

1.» И время прочь, и пространство прочь,

Я все разглядела сквозь белую ночь:

И нарцисс в хрустале у тебя на столе,

И сигары синий дымок,

И то зеркало, где, как в чистой воде,

Ты сейчас отразиться мог.

И время прочь, и пространство прочь...

Но и ты мне не можешь помочь.»

(«Наяву» 1946 г.)

Что в ранней лирике, что в поздней нарциссы ассоциируются с мужчиной и любовными, душевными переживаниями. В этих стихотворениях она уносится в своё прошлое, при этом она ничего не чувствует, она просто надеется на всё то хорошее и прекрасное, что ждёт её впереди.

Глава 7.Гвоздики

Ранняя лирика

1.»В камине гаснет пламя,
Томя, трещит сверчок.
Ах! кто-то взял на память
Мой белый башмачок
И дал мне три гвоздики,
Не подымая глаз.
О милые улики,
Куда мне спрятать вас?»

(1913г.)

Поздняя лирика

1.» В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Свое бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной,-

Одни под созвездием Змея,

Взглянуть друг на друга не смея.»

(1959 г.)

2. «Я дышала когда-то в ночи,

В той ночи и пустой и железной,

Где напрасно зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,

Мне когда-то приснившейся там,-

Это кружатся Эвридики,

Бык Европу везет по волнам.»

(«Осипу Мендельштаму» 1936-1960г.)

Гвоздики в стихотворениях Ахматовой - это, что-то прекрасное и волшебное. Несмотря на то, что гвоздики - это цветы, которые мы обычно приносим на могилы, или в память о погибших людях, для неё гвоздики – это цветы, которые »пряно пахнут» и «милые улики». В этих стихотворениях она уносится в прошлое и вспоминает её личные моменты, которые нам неизвестны, но для неё очень важны.

Глава 8.Хризантемы

Ранняя лирика

1.» Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе.

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет старое саше.»

(«Вечерняя комната» 1912г .)

Поздняя лирика

1.»Карнавальной полночью римской
И не пахнет, -- напев Херувимской
За высоким окном дрожит.
В дверь мою никто не стучится,
Только зеркало зеркалу снится,
Тишина тишину сторожит.
Но была для меня та тема,
Как раздавленная хризантема
На полу, когда гроб несут.
Между помнить и вспомнить, други,
Расстояние, как от Луги
До страны атласных баут.»

(«Поэма без героя» 1962 г.)

В ранней лирике хризантема означает воздушность, лёгкость, спокойствие. Особенно её ассоциация с белым цветом – непорочности и чистоты. В поздней лирике хризантема переплетается со словами гроб и смерть. «Раздавленная хризантема» символизирует ужас, смятение и душевную тревогу Ахматовой.

Глава 9.Одуванчики

Ранняя лирика

1.»И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку, и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.»

(«Памяти друга» 1945 г.)

2.» Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.»

(1940г.)

В стихотворениях Ахматовой, там, где присутствуют одуванчики, происходит олицетворение чего-то нового, прекрасного и красивого, даже, несмотря на то, что помимо этого прекрасного, яркого одуванчика в стихотворениях присутствуют могилы, они всё равно не омрачаются, а остаются вечно яркими и красивыми цветами.

3.Заключение

Одной из целей, которую я поставила сама себе при написании работы – это изучить жизнь и творчество А.А.Ахматовой и проанализировать все стихотворения поэтессы, в которой присутствуют образы цветов и понять саму Ахматову - её творческую и сложную натуру. Разумеется, большую часть времени я посвятила поиску материала и тщательному его исследованию. Искать и познавать мир поэтессы, было очень интересно. Я посещала библиотеку, спрашивала своих друзей и знакомых, исследовала сама её творчество - это было сложно, но непередаваемо прекрасное чувство. Во время работы я узнала много интересного и нового, и думаю, что А.А.Ахматова стала моей любимой поэтессой. Разумеется, я брала не все стихотворения Ахматовой,ведь их такое огромное количество, что я потратила бы на это больше года, что бы проникнуться каждым. И конечно же, я брала не все цветы, ведь в её стихотворения присутствуют так же: крапива, нарцисс, персик, черёмуха, подснежник и т.д.

Итак, теперь после долгого и тщательного изучения и исследования я могу ответить на вопросы, которые ставила сама себе в начале моей работы, Ахматова использует образы цветов в своих произведениях, для того, чтобы лучше узнали глубину её чувств, эмоций. Для того, чтобы рассказать нам о своих переживаниях, радости или безразличии, Ахматовой не нужно долго и подробно описывать свои переживания. Ей достаточно намекнуть или завуалировать свои эмоции в предмете или, как в нашем случае в цветке. Те истинные ценители её души и творчества, которым она не безразлична, поймут её без лишних слов. Каждый цветок, который находится в её стихотворении, присутствует там не просто так, он пропитан определёнными чувствами, будь то горе или радость. В ранней лирике образы цветов нежные, чистые, спокойные, как и сама поэтесса, которая испытывают свободу, счастье и независимость. В поздней же лирике присутствуют образы цветов тяжёлые и сложные, которые приобретают мрачный характер и драматизм, всё то же самое происходило и в душе у Ахматовой. Последние стихотворения и цветы, которые в них подобраны, связаны с последними нелёгкими годами её жизни.

4. Список литературы.

1.А.А. Ахматова. Стихотворения, поэмы, прозы - Москва, 1998 г.;

2.Л.К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой –Время,2003 г.

3. В.М. Жирмунский. Творчество Анны Ахматовой – Л.: Наука, 1973 г.

Интернет – ресурсы:

Сайт « A hmatova.com»

Лытова Дарья.

Творческая работа учащейся 10 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Пусть когда-нибудь имя моё прочитают…»

(по жизни и творчеству А.А.Ахматовой)

Секция - исследовательская работа.

Символика цветов

как изображение внутреннего мира

в поэзии

Анны Андреевны Ахматовой.

Лытова Дарья Сергеевна

МКОУ БСОШ №1 «имени героя России С.А.Арефьева»

10 класс

Руководители:

МКОУ БСОШ №1

Сосницкая Лилия Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ БСОШ №1

Решетняк Наталья Юрьевна.

Быково

2014 год.

Аннотация.

Актуальность исследования.

Цветы обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой достаточно явно. Многие исследователи обращали внимание на образы цветов в творчестве поэтессы. Рассмотрение и изучение образов цветов в творчестве Ахматовой представляет интерес и поможет глубже вникнуть и понять сущность поэзии великой поэтессы.

Цели.

1.Установить символическое значение цветов в творчестве Ахматовой.

2. Проследить связь между образами цветов с жизнью и мировоззрением поэтессы.

Задачи исследования.

1.Изучить стихотворения поэтессы.

2.Понять назначение цветов в жизни и творчестве Анны Ахматовой.

Этапы работы.

  1. Изучение литературы по теме исследования (образы цветов в литературе ХХ века, биография поэтессы, исследования учёных по исследованию образов цветов).
  2. Сбор материала (работа с первоисточниками – сборниками стихов А. Ахматовой), его обработка.
  3. Обобщение полученных результатов.

I.Аннотация.

II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой».

III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой».

  1. Роза.

1.1.Ранняя лирика.

1.2. Поздняя лирика.

2.Сирень.

2.1.Ранняя лирика.

2.2. Поздняя лирика.

3.Фиалка.

3.1.Ранняя лирика.

3.2. Поздняя лирика.

4. Мак.

4.1.Ранняя лирика.

4.2. Поздняя лирика.

5. Хризантема.

5.1.Ранняя лирика.

5.2. Поздняя лирика.

6. Тюльпаны и гвоздики.

6.1.Ранняя лирика.

6.2. Поздняя лирика.

7. Нарциссы.

7.1.Ранняя лирика.

7.2. Поздняя лирика.

IV. Заключение.

V.Литература.

I.Цветы в творчестве А.А.Ахматовой.

Цветы в жизни каждой женщины играют важную роль. У всех есть свои предпочтения – любимые цветы. Есть и нелюбимые. Кроме того, с древних времен человек желал видеть во всем, что его окружает, некую символичность и определенную значимость для своей жизни. И у А.А. Ахматовой образы цветов в поэзии имеют определенное символическое содержание и тесно связаны с ее жизнью.

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении - Горе́нко)- одна из известнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое её близких (её муж в 1910-1918 годы Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете».

«Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух. Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение.

II.Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны Ахматовой

1.Роза.

Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен.

Ранняя лирика.

-«Сухие, розовые губы.» («Не будем пить из одного стакана…» 1913)

-«Чёрных ангелов крылья остры,

Скоро будет последний суд,

И малиновые костры,

Словно розы, в снегу цветут.» («Как ты можешь смотреть на Неву…» 1914)

-«Новогодний праздник длится пышно,

Влажны стебли новогодних роз,

А в груди моей уже не слышно

Трепетания стрекоз» («После ветра и мороза было…» 1914)

С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски.

«И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора.

Поздняя лирика.

-«Бессмертные розы» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)

-«Всё возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить» («Последняя роза» 1962)

-«А умирать поедем в Самарканд,

На родину предвечных роз…» (1941)

С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.

2.Сирень.

Ранняя лирика.

-«Подстригаю на кустах сирени

Ветки те, что ныне отцвели» («Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)

-«Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой» («Прогулка» 1913)

-«Небо мелкий дождик сеет

На зацветшую сирень» (1916)

Поздняя лирика.

-«О, кто бы мне тогда сказал,

Что я наследую всё это:

…И покаянную рубаху,

И замогильную сирень»

(«Наследница» 1958)

-«И кладбищем пахла сирень..»

(«Поэма без героя» 1940-1962)

Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.

3.Фиалка.

Ранняя лирика.

-«Горы парижских фиалок в апреле –

И свиданье в Мальтийской Капелле,

Как проклятье в твоей груди».

(«Поэма без героя» 1913)

-«Только глаза подымать не смей,

Жизнь мою храня,

Первых фиалок они светлей,

А смертельные для меня.»

Поздняя лирика.

-«Персик зацвел, а фиалок дым

Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Привольем пахнет дикий мёд…

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот…

…Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь»

(1933)

Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.

4.Мак.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.

В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.

5.Хризантема.

Ранняя лирика.

«Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе,

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет старое саше.»

(«Вечерняя комната» 1910)

В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет.

Поздняя лирика.

Тюльпаны и гвоздики.

Ранняя лирика.

В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.

Поздняя лирика.

«Над Азией весенние туманы,

И яркие до ужаса тюльпаны

Ковром заткали много сотен миль…»

(«Какая есть. Желаю вам другую…» 1942)

«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Своё бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.»

(Из цикла «Ташкентские страницы» 1959)

В позднем творчестве читатель

может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом.

Нарциссы.

Ранняя лирика.

Поздняя лирика.

В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.

III.Заключение.

Для того чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А. А. Ахматова использует символику цветов. Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.

Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии А.А. Ахматовой.

Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.

В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты.

«Я не люблю цветы – они напоминают

Мне похороны, свадьбы и балы»

(А. Ахматова 1910г.)

В 1913-1914 годы цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью.

В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью.

Литература.

1. Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.

2. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. - Л., 1968.

3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.

4. Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. - Л., 1966.

5. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977

6. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. - Paris: YMCA-Press, 1976.