Военный туризм. Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников Военно-патриотический туризм: моя страна, моя история

Крым – земля славных боевых подвигов. Работа по организации партизанского движения, формированию партизанских отрядов и подпольных организаций в Крыму была начата в июле 1941 года. Тем самым полуостров стал первым очагом сопротивления с фашистскими захватчиками на территории нашей страны. Школьные и вузовские учебники по истории уделяют недостаточно внимания партизанскому движению, его значению для помощи советским войскам в освобождении Крыма. Проект направлен на более глубокое изучение партизанского движения в Крыму, привитие интереса к теме сохранения исторической памяти и посещению памятников крымским партизанам в труднодоступных местах горнолесной местности, на популяризацию и развитие военно-патриотического туризма, как инструмента воспитания детей и молодежи.
Участниками проекта станут молодые активисты волонтерского движения, члены военно-патриотических клубов различной направленности, дети из многодетных и малообеспеченных семей из Республики Крым, Республики Мордовия, Воронежской области, г. Москвы, г. Севастополя. В течение года в Крыму пройдёт эстафета молодежных походов, в которых примут участие юноши и девушки 12-21 года. Подростки и молодёжь также смогут сдать нормы ГТО.
Проект разделен на подготовительный, отборочный и основной этапы. При реализации подготовительного этапа будет организована материально-техническая база и реализована организационная и методическая подготовка к двум последующим этапам. Для возможности участия в походах проекта будет проведен отбор в регионах в соответствии с требованиями положения, концепции, программы соответствующего похода.
Проект включает проведение походов по программе, в которой будут задействованы следующие направления: военно-патриотические радиальные, пешеходные, горно-пешеходные походы, марш-броски; военно-спортивная подготовка; участие в соревнованиях по скалолазанию и спелеоподготовке; общая физическая и спортивная подготовка и рукопашный бой; тактическая огневая и боевая подготовка; социализация и социальная адаптации; обмен опытом по социально-педагогическим технологиям; организация и проведение культурного досуга; благоустройство памятников в горной труднодоступной местности.
По результатам проекта будет снят документальный фильм о проведении походов и о военно – исторических памятниках Крыма, который позволит доступно и популярно рассказать молодежи об истории партизанского и подпольного движения Крыма, способствовать популяризации военно-патриотического туризма в Крыму и распространению подлинных сведений о прошедших событиях.
Уникальность проекта в том, что в Республике Крым ведутся отдельные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, а данный проект предполагает принцип комплексности в проведении целевых походов, включая большой территориальный охват и насыщенность программы. Проект позволит наработать опыт проведения военно-патриотических походов, создать материальную базу для их проведения в будущем.

Цели

  1. Развитие военно-патриотического туризма в Крыму. Изучение и популяризация партизанского и подпольного движения в Республике Крым
  2. Содействие развитию региональной системы военно – патриотического движения, включающей значительное количество организаций-партнёров, создание Клуба, как профильной постоянно – действующей площадки для реализации поставленных целей, в дальнейшем на площадке Клуба создание Всероссийского Центра военно – патриотического туризма в Крыму

Задачи

  1. Организация и проведение военно-патриотических походов
  2. Организация и деятельность клуба военно-патриотического туризма "Наследники героев"
  3. Формирование молодежного крыла военно-патриотического движения на территории Крыма, развитие деятельности молодежного военно-патриотического актива; поддержка и развитие массового молодежного волонтерского движения по изучению и сохранению исторического наследия и воинских традиций
  4. Формирование материально – технической базы Проекта
  5. Оздоровительно - рекреационная задача
  6. Пропаганда дней воинской славы России, поднятие престижа служения Отечеству у подрастающего поколения, формирование нового современного успешного образа военного, позитивного отношения к Вооружённым Силам и правоохранительным органам РФ
  7. Организация и проведение семинара «Организация военно – патриотических походов и полевых палаточных лагерей»
  8. Создание путеводителя "По маршрутам мужества и славы крымских партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны". Проведение научно-исследовательской работы в архивах Республики Крым и Российской Федерации по поиску информации о партизанах и подпольщиках Крыма
  9. Создание документального фильма "По следам народного подвига"

Обоснование социальной значимости

Социальная значимость проекта состоит в развитии у подростков и молодежи стремления к изучению истории России и, как следствие, сохранению историко-культурной памяти. По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2017г. в городах РФ выявлено, что всего 1% респондентов считают - патриотизм проявляется в действиях по сохранению исторической памяти, участию в памятных мероприятиях. Чем больше будет проводиться таких действий с привлечением молодежи, тем больше это будет отражаться на их патриотическом отношении к Отечеству. Именно поэтому Россия определяет патриотическое воспитание подрастающего поколения приоритетным направлением своей внутренней политики. В Крыму развитие военно-патриотического туризма, как нового направления в туристической отрасли, имеет большой потенциал.
В современных реалиях необходимо воспитывать патриотизм юношества. Одной из востребованных и эффективных форм патриотического, духовно-нравственного воспитания является военно-патриотический туризм, позволяющий непосредственно увидеть памятники военной истории нашей Родины, пройти дорогами партизанской славы. Отсутствие исторической памяти, потеря идеалов служения Отечеству - это стратегическая угроза будущему России. Тогда как подвиг партизан может стать примером героизма, самоотверженности и жертвенного служения Родине.
Военно-патриотические походы являются сильнейшим образовательным и воспитательным средством, позволяющим познакомить молодое поколение на практике с историей,развивать в подростках и молодежи высшие духовные и нравственные ценности. Военно-патриотическая составляющая является основной частью идейно-воспитательной работы по развитию у юношества чувства сопричастности к своей истории, фактором формирования личности и их социальной позиции. В рамках реализации проекта будут объединены силы военно-патриотических, поисковых и других организаций Республики Крым и регионов РФ.
Участие в проекте поможет подросткам и молодежи ближе познакомиться с историей Отечества, историей родного края, приобрести необходимые практические навыки и обменяться опытом. Стимулирует у юношества дальнейшее изучение истории партизанского движения Крыма, а значит, сохранит историческую память у нового поколения россиян. Проект позволит содействовать реализации 3 пункта гос. программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» и 3 задачи «Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики и шефства воинских частей над образовательными организациями».

География проекта

Мероприятия будут проводиться на территории Республики Крым в Бахчисарайском, Белогорском, Симферопольском, Ленинском районах, городской округ Ялта. При этом участниками мероприятий проекта станут представители Республики Мордовия, Воронежской и Владимирской областей, г. Москва, г. Видное Московской области, г. Севастополя

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты

Военно-исторический, патриотический туризм – это спецпроект ЕТО, основанный на организации посещений мест военных сражений, памятных мемориалов, музеев истории и краеведения, служит средством примирения и упрочнения единства и дружбы народов и патриотического воспитания граждан.

Победа во Второй мировой войне – величайшее событие современной мировой истории. В жестокой борьбе с фашизмом СССР и его союзники отстояли наше право на жизнь, Родину и свободу. Именно общая победа легла в основу послевоенного мирового устройства. Была создана Организация Объединенных Наций, сформирована система современного международного права.

Великая победа во Второй мировой войне неподвластна ревизиям и переоценкам.

Во имя наших предков, во имя живых и павших мы заявляем: Победа священна. Мы, потомки воинов, имеем право на эти слова.

ЕТО выражает особую признательность народам тех стран, которые сражались с нацизмом и японским милитаризмом. Наши деды и прадеды были плечом к плечу и на фронте, и в тылу. Народ Китая, который, как и Советский Союз, потерял в этой войне многие-многие миллионы людей, и через который проходил главный фронт войны с милитаризмом в Азии. Отважно бились с нацизмом воины Индии. Твердое, непримиримое сопротивлении фашистам оказали народы Европы.

ЕТО преклоняется перед всеми, кто насмерть стоял за каждую улицу, каждый дом, каждый рубеж Отчизны. Кто погиб в жестоких боях под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и Днепре, кто умер от голода и холода в непокоренном Ленинграде, был замучен в концлагерях, плену, оккупации. Склоняем головы перед светлой памятью сыновей, дочерей, отцов, матерей, дедов, мужей, жен, братьев, сестер, однополчан, родных, друзей. Всех, кто не вернулся с войны. Всех, кого уже нет с нами.

Мы вспомним всех поимённо. Это наш долг и веление наших сердец.

По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Это мы, представители туристского сообщества большой Евразии, заботливо их сохраняем. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды.

Нам известно, что кроме мемориальных комплексов существуют также: скромные обелиски на братских могилах, военная техника, установленная в местах прошедших боев, мемориальные стелы, одиночные могилы героев-защитников, и памятные места, связанные с людьми и событиями героической битвы. Во славу подвига народов-победителей воздвигнуты памятники не только в граните и мраморе, но и в музыке, литературе, кинематографии… ЕТО считает, что этот культурно-исторический потенциал имеет большое воспитательное значение для военно-патриотических чувств у молодого поколения. Знакомство соотечественников, особенно молодежи, с военно-историческим наследием, доставшимся нам от предков, имеет неоценимое воспитательное значение.

Все памятники являются объектами изучения туристских маршрутов и экскурсионного показа и могут являться частью того или иного экскурсионного маршрута, а также самостоятельными объектами военно-исторического туризма. В настоящее время работу в плане развития этого направления совместно с ЕТО ведут местные музеи, туристские агентства и другие предприятия туристской отрасли.

Мы бережём нашу общую память, овеществлённую в письмах и фотографиях, в документах и мемуарах наших родных и близких.

Давайте расскажем об этом друг другу и миру!

Расскажем о тех, кого знаем и любим, о тех, кто навечно жив в нашей благодарной памяти. Расскажем искренне и вдохновенно.

И низко поклонимся всем туристским сообществом их высокому подвигу.

Мы направляем свои усилия на сбор информации о ветеранах войны, живущих в разных странах, о памятниках и обелисках её участникам, о малых музеях и семейных архивах. Мы будем собирать рассказы о людях победителях, судьбы которых отмечены печатью военных лет. Мы представим все материалы на информационных ресурсах ЕТО, и это станет уникальной летописью Великой победы, летописью мужества и беспримерной стойкости.

Наша акция будет бессрочной, её первый этап мы приурочим к 70−летию юбилея Великой Победы.

Мы призываем к участию в акции всех представителей туристского сообщества – студентов и школьников, ветеранов и членов их семей, исследователей и журналистов, туроператоров и турагентов, организации соотечественников, поисковые отряды, университетские и школьные музеи, религиозные общины.

Это наше общее дело. Это память наших сердец.

НАПРАВЛЕНИЯ СПЕЦПРОЕКТА

Привлечение широкого внимания международной общественности к уникальным историко-культурным и историко-военным объектам и памятникам для интенсивного развития туризма на едином евразийском туристском пространстве.

Содействие институтам гражданского общества в разработке и реализации национальной политики, целевых и иных программ и проектов, совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в сфере военно-исторического, патриотического туризма.

Сбор информации о ветеранах, событиях и артефактах Великой Отечественной войны на основе взаимодействия со структурами Русского мира и партнёрскими организациями.

Сохранение, пропаганда и распространение военно-исторических знаний с учетом современных информационных и инновационных технологий.

Сохранение и восстановление всех видов и наименований памятников военной истории.

Объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся изучением военной истории, или содействующих расширению военно-исторических знаний.

Участие в проведении военно-археологических раскопок на полях бывших сражений, в местах наиболее важных исторических событий.

Акции содействия ветеранам и чествования памяти героев.

Научные и экспертные мероприятия, посвящённые истории Второй мировой войны.

Учреждение и организация системы международных творческих конкурсов на военно-историческую тематику.

Олимпиады для студентов и школьников.

Проведение показов документальных и художественных фильмов о Второй мировой войне по все

В Екатеринбурге при поддержке Ростуризма прошла международная туристическая выставка "Лето-2016".

На выставке были представлены возможности отдыха Краснодарского края, Крыма, Алтайского края, Тюменской, Челябинской, Свердловской областей, Пермского края, Республик Удмуртии и Татарстана.

Основными темами деловой программы, которая включала в себя более 50 различных мероприятий, стали оздоровительный и военно-патриотический туризм, а также тенденции и перспективы развития рынка путешествий по России.

Одним из ключевых тематических блоков выставки стал Med Travel Focus - площадка, на которой свои предложения представили российские и зарубежные оздоровительные учреждения. Среди экспонентов помимо российских были клиники Литвы, Греции, Германии, Южной Кореи. По оценкам организаторов, этот блок занял примерно треть всей экспозиции. Также в рамках выставки состоялся семинар-практикум, посвященный особенностям продвижения и продаж оздоровительных туров.

На пленарном заседании "Лето-2016: акцент на регионы. Приоритетные виды туризма" участники выставки обсудили создание единого реестра турагентств, технологии формирования межрегионального турпродукта, повышение качества подготовки кадров для туриста, а также вопросы воздушного и железнодорожного сообщения.

Уральская ассоциация туризма, один из организаторов выставки, была представлена на отдельном стенде. Так организация решила отметить свое 20-летие, к празднованию которого могли присоединиться все посетители "Лета-2016".

Кроме российских регионов, в выставке принимали участие представители зарубежных стран. Одним из партнеров выставки стала Болгария, организовавшая презентацию и дегустацию национальных напитков. Представители Киргизии установили в павильоне юрту и приготовили национальные блюда, стремясь привлечь как можно больше посетителей на презентацию возможностей отдыха на озере Иссык-Куль. В общей сложности свои турпродукты в рамках "Лета-2016" представили 20 стран мира. По подсчетам организаторов, за два дня выставку посетили более 10 тыс.человек.

"Выставка "Лето" зарекомендовала себя как эффективная площадка по налаживанию контактов между туристическим сообществом, властями и туристами. Выбранные в качестве основных темы сегодня актуальны, как никогда. Сегодня в России совершенствуется законодательство, направленное на защиту прав наших туристов. Мы отмечаем, что в нашей стране развиваются разнообразные виды туризма, в том числе, экскурсионный, военно-патриотический и оздоровительный. Уверен, что детальное обсуждение таких значимых тем, поиск решения актуальных проблем будет способствовать развитию внутреннего туризма и созданию комфортных условий для отдыха наших сограждан", - сказал заместитель руководителя Ростуризма Роман Скорый.

Татьяна Скрягина
Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников

«Туризм , как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников ».

Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем, педагогам ДОУ надо расширять образовательные услуги, включать в режим дня дополнительные методики и технологии. Такой инновационной методикой является детский туризм . Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника , как эффективного способа оздоровления , патриотического воспитания и познания . В результате, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей . Таким средством физического воспитания дошкольников и является детский туризм . Он несет в себе оздоровительную , образовательную (познавательную) и воспитательную ценность , сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания , расширяет исторический кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, помогать друг другу. Туристические экскурсии имеют не только оздоровительный , но и информационный эффект. Физическая нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. А во время похода это им очень помогает, информационное сопровождение о местах которые посещаем, развивает не только память, но и сопровождается чувством гордости за наших солдатов которые защищали родину, вырабатывается чувство патриотизма . Уникальность туризма заключается в том , что он всесезонен. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами , родителями, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года , он не требует больших финансовых средств .

Задачи туризма в ДОУ :

1. Формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.

2. Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий. 3. Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. Воспитывать смелость , выдержку, интерес к занятию туризмом .

5. Расширять функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

6. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья , выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

7. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста .

8. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма , краеведения.

9. Заинтересовать родителей детским туризмом , как средством здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма ;

10. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности , адаптированной к их возможностям.

11. Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой.

12. Воспитание любви и патриотизма к родному краю .

Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма , чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода , повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

Принципы детского туризма :

личностно-деятельный;

диалогический;

индивидуально-творческий;

целесообразности;

краеведческий.

В своей работе использую разные виды деятельности :

прогулки,

экскурсии,

путешествия,

туристические соревнования .

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада, представляют собой интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств , общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Прогулки и экскурсии и предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды , удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие :

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

Наблюдение в природе и сбор природного материала;

Беседа о лесе;

Выполнение имитационных движений;

Комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

Самостоятельные игры (на привале) .

Чтобы разнообразить свою педагогическую деятельность, в сосновом массиве провожу праздники, соревнования, тематические развлечения, а в 2017 году сделали навесной веревочный парк.

Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей.

Для повышения педагогической ценности похода, я использую следующие методы работы :

Наблюдение;

Диагностика;

Опросники;

Викторины;

Беседы с использованием иллюстраций;

Экскурсии, прогулки и мини-походы;

Экологические праздники;

Подвижные игры,

При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен наш город, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок, способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Я считаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. Занятия туризмом имеют много преимуществ : туризм , как средство физического воспитания , позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Детский туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

По итогам использования данной методики, отмечаю :

Снижение количества простудных заболеваний;

Повышение уровня двигательной активности;

Снижение утомляемости;

Улучшение качества знаний теоретической подготовки

Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость) ;

Улучшение качественных показателей технической подготовки;

Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь) .

Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения, так как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом , как средство физической культуры , несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции , способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей. Я буду продолжать развивать туристское направление в ДОУ и помимо веревочного парка, в 2018 году преобрели скалодром для развития детского скалолазонья.

Список литературы.

1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008.

2. Бочарова Н. И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников : Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992.

3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

4. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста » из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г.

5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г. 6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998. 7. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята » // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» , № 8, 2002 Тюмень

8. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников » Н. Новгород 2000 г. 13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997. 9. Козлов И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура : воспитание , образование, тренировка. 1996, № 2, с. 17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников . Воронеж 2007.

10. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М : “Физкультура и спорт” 1983. 11. Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве » Москва «Просвящение» 2006. 12. Скорынина Г. Юный турист // Дошкольное воспитание . 1999, № 6, 24. “Спортивно-познавательный туризм ” Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005. 13. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура : воспитание , образование, тренировка. 1998, № 1,

14. Энциклопедия туриста . – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 15. Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы : «Дошкольное воспитание » , «Спорт и школа» .

Героико-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных организаций и граждан, направленная на воспитание у населения всех социальных слоев и возрастов высокого патриотического сознания, любви к Родине, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга, конституционных обязанностей. Это воспитание направлено на формирование личности, обладающей высокими моральными качествами гражданина - патриота своей Родины, способного выполнять свои гражданские обязанности в военное и мирное время.?

В этих условиях вновь утверждена государственная программа?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы?, разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

Героико-патриотический туризм является одним из важных и эффективных средств духовного и физического совершенствования и оздоровления человека, воспитания понимания структуры и принципов общественных взаимоотношений, непреходящих духовных ценностей на основе изучения и познания глубокой и сложной истории Отечества, ее героев и личностей, исторической роли России в мироустройстве и судьбах народов, сохранения и развития чувства гордости за свою страну.

Целевое посещение мест воинских сражений, памятных мемориалов, музеев истории и краеведения, изучение страниц истории и событий должно служить средством снижения идеологического противостояния, примирения народов, упрочения единства и дружбы народов, безусловного сохранения территориальной целостности страны.

Территория Ленинградской области была на протяжении истории России ареной сражений, битв, войн. Каждая пядь русской земли хранит информацию о борьбе за территориальные пространства, богатейшие ресурсы, ключевые стратегические пункты, экономические выгоды. XX век не был исключением. Войны, революции, нашествия врагов, тяжелейшие кровопролитные сражения, 900 дней блокадного Ленинграда, Дорога Жизни, сотни населенных пунктов, городов, сел и деревень, стертых с лица земли, миллионы человеческих жертв политического безумия и жестоких войн.

На важнейших рубежах сражений в память павших воинов и их героических подвигов на земле Ленинградской области установлены тысячи памятников, обелисков, мемориалов. До настоящего времени, по прошествии 68 лет после окончания Великой Отечественной войны в лесах области находят незахороненные останки воинов-героев. Поисковые отряды и поныне ведут работа в местах боев и вооруженных конфликтов по нахождению останков воинов, погибших при защите Отечества, их идентификации и захоронения с должными воинскими почестями.

Вокруг Ленинграда (Санкт-Петербурга) установлен комплекс мемориалов, образующих Зеленый пояс Славы. Он располагается на протяжении 220-километровой линии обороны Ленинграда в 1941-1944 гг. и включает в себя четыре участка: 1. Южные подступы к Ленинграду и рубежи обороны; 2. Ораниенбаумский пятачок; 3. Карельский перешеек - северная линия обороны; 4. ?Дорога Жизни?.

Рассмотрим некоторые объекты героико-патриотического туризма Ленинградской области.

  • 1) Бокситогорский район:
    • - Астрача, мемориал советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., музей.
    • - Памятная стела, дер. Михайловские Концы. Обозначенное стелой памятное место, где размещался в ноябре 1941 г. штаб маршала К.А. Мерецкова, воинское захоронение.
    • - Памятник, пос. Заборье. Памятник летчику Герою Советского Союза А. Годовикову.
    • - Памятник-стела, пос. Подборовье. Памятник-стела, автомашина ЗИС-105, посвященные подвигу, совершенному на?Дороге Жизни? в годы войны 1941-1945 гг.
    • - Братское захоронение, г. Бокситогорск. Братское захоронение советских воинов.
  • 2) Всеволожский район:
    • - Мемориал?Зеленый пояс Славы?.
    • - ?Дорога жизни?.
  • 3) Выборгский район:
    • - Музей боевой славы, г. Выборг, Дом офицеров. Посвящен штурму линии Маннергейма в 1939-1944 гг.
    • - Южная крепость, г. Выборг, Южная крепость. Восточно-выборгские укрепления. Возведены в 1863-1870 гг. по проекту Э. И. Тотлебена - выдающегося и?самого знаменитого специалиста своего времени? военно-инженерного дела в России.
  • 4) Гатчинский район:
    • - Мемориал воинской славы, пос. Верево, сооружен в 1975 г. на месте захоронения советских воинов, погибших в 1941 г. при обороне Красногвардейска, и также воинов, погибших при освобождении Гатчины.
    • - Мемориал защитникам Родины, с. Елизаветино. Мемориал сооружен на месте захоронения погибших воинов. В братской могиле покоятся останки курсантов-пограничников Ново-Петергофского политического училища, ополченцев, защищавших Елизаветино в 1941 г., солдат и офицеров 90-й стрелковой дивизии и 31-го танкового полка, освободивших поселок в январе 1944 г.
    • - Воинский мемориал, г. Гатчина. Мемориальное кладбище, вечный огонь. Архитектор Пикарский.
    • - Памятник советским войнам, поселок Дружная Горка. Мемориал воздвигнут в 1976 году в честь гвардейцев-летчиков, защищавших Ленинград, участников боев за освобождение Гатчины и Сиверской. На 10-метровой стеле установлен реактивный самолет МИГ-15 с бортовым номером 45. На машине под этим номером летал космонавт Герман Степанович Титов.
  • 5) Кингисеппский район:
    • - Братская могила, г. Кингисепп, Роща Пятисот, братское захоронение освободителей Кингисеппа от фашистской оккупации 31.01-01.02 1944 г. Около 1500 погибших солдат и офицеров. Захоронение воинов 8-го эстонского корпуса.
    • - Братская могила, г. Кингисепп. Братское воинское захоронение партизан. Памятник?Героям-партизанам, павшим в Отечественную войну?
    • - Памятник Славы, г. Кингисепп. Захоронение офицеров, погибших при освобождении г. Кингисепп в 1944 г.
  • 6) Киришский район:
    • - ?Мемориал памяти погибших в 1941-1945 гг.? в сквере Победы. Установлен в 1970 г. Памятный Вечный огонь зажжен от Вечного огня Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.
    • - Памятник?Защитникам Киришской земли? - мемориальный памятник с танком Т-34 в сквере Победы воинам-освободителям, г. Кириши. Установлен в 1968 г.
  • 7) Кировский район:
    • - Воинский мемориал?Невский пятачок?, г. Кировск. Плацдарм попытки прорыва блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. Захоронение останков воинов, найденных в Кировском районе.
    • - Военно-патриотический музей, г. Кировск, ПТУ-37, Музей военной славы.
    • - ?Дорога Победы?, временная железнодорожная линия протяженностью 33 км, которая была оперативно проложена от ст. Поляны до Шлиссельбурга для снабжения Ленинграда.
    • - Государственный историко-мемориальный музей-заповедник?Прорыв блокады Ленинграда?, г. Кировск.
    • - Мемориал?Невский порог?, г. Отрадное. Памятник ополченцам.
  • 8) Лодейнопольский район:
    • - Парк-мемориал?Свирская победа?, г. Лодейное Поле. Заложен в 1944 г. Свирский рубеж стал непреодолимой преградой на пути врага, пытавшегося окружить Ленинград вторым блокадным кольцом.
    • - Памятник на месте домика Петра Великого, г. Лодейное Поле, памятник Петру Великому напоминает о первом этапе жизни города, связанном с кораблестроением; он установлен в 1832 г. на берегу Свири, там, где некогда находился дом царя.
    • - Памятник на месте спуска фрегата?Штандарт?, г. Лодейное Поле, 22 августа 1703 г. - спуск?Штандарта?.

Братское захоронение воинов-освободителей, г. Лодейное Поле. Захоронение воинов, участвующих в Свирской операции. Здесь находятся стела, памятные знаки, вечный огонь.

  • 9) Ломоносовский район:
    • - ?Красная Горка? - мемориал, Краснофлотск, первая зона - две пушки времен Крымской войны 1853-56 гг., памятник морской славы, парадно-церемониальная часть зоны, братские могилы в виде 3-х гранитных плит с надписями, вторая зона - музейная.
    • - ?Берег мужественных? - мемориальный комплекс, на берегу р. Воронки 30-метровая стела - на ней размещены портреты солдата, матроса, партизана и девушки.
    • - ?Дальний рубеж?, мемориал, входящий в комплекс?Зеленый пояс Славы?, сооружен в 1966 г. трудящими Смольнинского района Ленинграда на правом берегу р. Рудица близ д. Шереметьево, где в 1941-1944 гг. проходил рубеж обороны Ораниенбаумского плацдарма.
    • - Памятник?Атака?, на 8-м км Гостилицкого шоссе.
  • 10) Лужский район:
    • - Мемориальный комплекс ополченцам и защитникам лужского рубежа 1941-1945гг., г. Луга.
    • - Тематические пешеходные туристские маршруты для школьников в рамках программ героико-патриотического воспитания молодежи.
  • 11) Сланцевский район:
    • - Памятник-стела, д. Ложголово. На восточной окраине деревни, у дороги Сланцы - Кингисепп, на месте, где погибли 15.07.41 г. летчики ВВС Краснознаменного Балтийского флота: лейтенанты Шевлягин В.А., Павлов В.А. и другие.
    • - Памятник-стела, д. Медвежок. Бойцам-разведчикам из отряда Героя Советского Союза Знаменского B. C., погибшим на территории деревни 24 июля 1941 г.
    • - Памятник-стела, дер. Новоселье. На месте нахождения в 1941-1944 гг. штаба 9-й партизанской бригады. Памятник-стела односельчанам, погибшим в годы войны.
    • - Памятник-стела, д. Монастырок. Односельчанам, погибшим в 1941-1944 гг. и перезахоронение воинов, погибших в годы войны. Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 г. в черте деревни.
  • 12) Волосовский район:
    • - Мемориальный комплекс?Большое Заречье - Русская Хатынь? на месте бывшей деревни Большое Заречье. В октябре 1943 года деревня была полностью сожжена немецкими карателями за связь жителей с партизанами.
    • - Воинский мемориал в д. Большой Сабск. Советским воинам, отдавшим свои жизни за Родину и Ленинград.
    • - Памятный знак в д. Хотнежа. В июле-августе 1941 года в д. Хотнежа героически держал оборону 1-й стрелковый полк 3-й Фрунзенской дивизии Народного ополчения г.Ленинграда.