Основные типы избирательной системы. Это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов Абсолютная мажоритарная система

Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы, и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделяют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства (действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов:

1) от общего числа зарегистрированных избирателей;
2) от числа проголосовавших избирателей;
3) от действительных поданных голосов.

Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

Один из главных недостатков системы – нерезультативность итогов голосования, когда ни один из кандидатов не набирает необходимого количества голосов. В таких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство.

Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже – 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинства представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных расходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использовании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса меньшинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на выборах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового количества голосов создается ситуация, когда невозможно определить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства исследователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределяются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Применяется эта система в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана для избрания должен был получить 2/3 голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы является пропорциональная система. В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдаст за конкретного кандидата, а второй – за партийный список. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение определенного минимума голосов избирателей. В Дании, например, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партиями, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределению депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов или победила не менее чем в трех одномандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Мажоритарная система большинства

Мажоритарная система относительного большинства

Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. В чистом виде эта система существует в Великобритании и странах, которые исторически находились под её влиянием. Наряду с Великобританией наиболее изученными примерами этой системы является Канада, Индия, Новая Зеландия и США, хотя Новая Зеландия перешла к пропорциональной системе выборов со смешанной схемой голосования.

Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Системе голосования по принципу относительного большинства, как и другим видам мажоритарных систем, отдают предпочтения за её простоту и способность обеспечивать представительство географически выделенных регионов.

Наиболее часто выделяют следующие достоинства:

1. Даёт избирателям возможность сделать четкий выбор между двумя основными партиями.
2. Правительство формируется одной партией. Даёт наибольшей партии возможность получить дополнительные места в парламенте.
3. Способствует формированию сильной парламентской оппозиции.
4. Способствует формированию политических партий на широкой основе.
5. Исключает представительство экстремистских партий в парламенте.
6. При этой системе поддерживается связь между избирателями и избранными ними членами парламента.
7. Даёт возможность избирать скорее конкретных особ, а не политических партий.
8. Избиратели могут оценивать деятельность отдельного кандидата, а не вынуждены просто соглашаться со списком кандидатов, предложенных политической партией.
9. Даёт возможность популярным независимым кандидатам быть избранным.
10. Простота применения и понятность.

Можно выделить и недостатки данной системы:

1. Эта система не обеспечивает справедливого представительства партий, за которых проголосовало меньшинство. Справедливое представительство означает, что партия, которая набрала приблизительно 10% голосов на выборах, должна получить приблизительно 10% мест в парламенте.
2. Не обеспечивает справедливого представительства меньшинств. Как правило, при этой системе партии выдвигают кандидатов, которые могут заручиться широкой поддержкой в конкретном округе, чтоб не потерять голосов большинства избирателей.
3. Не даёт возможности женщинам проходить на выборах в парламент.
4. Система способствует развитию политических партий, созданных на основе клановых, национальных или региональных признаков.
5. Система делает слишком большой акцент на регионализацию, при которой одна партия выигрывает все места в парламенте от одной провинции или округа.
6. Значительная часть голосов остается потраченной впустую, т.е. не идёт в счет того или иного кандидата.
7. Плохо реагирует на изменение общественного мнения.
8. Остается очень чувствительной к манипуляциям внутри избирательных округов.

Мажоритарная система абсолютного большинства

От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.

Данная система имеет следующие достоинства:

1. Проста с точки зрения определения результатов голосования.
2. Избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.

Недостатки:

1. Пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат, и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест.
2. Частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.
3. Выгодна только крупным партиям, обладающим значительной поддержкой избирателей и имеющим возможность вести активную работу по привлечению избирателей на свою сторону.
4. Порождает неравенства представительства.
5. В условиях многопартийности не всегда результативна.

Один из них – голосование в два тура (с использованием категорического бюллетеня), при котором предполагается, что если в первом туре никто из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то в течение какого-то срока – обычно нескольких недель – будут проведены повторные выборы. Как правило, в них участвуют лишь два кандидата, добившиеся наибольшего успеха в предыдущем туре, так что теперь один из них неизбежно должен получить абсолютное большинство голосов. Поэтому такая система называется системой двух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; если относительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем дело с системой трех туров и т.д.

Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства, позволяющий обойтись без второго тура голосования, – это альтернативное голосование. Такая система применяется в Австрии при выборах Палаты представителей (нижней палаты Парламента), а также на парламентских выборах в штатах. Заключается она в том, что избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.

Преференциальная система является наиболее совершенной модификацией мажоритарной системы. Она имеет целью дать избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Очередность кандидатов в списке определяется партией, а точнее – руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Используя преференциальное голосование, избиратель может содействию избрания кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка.

Устанавливая возможность преференциального голосования, законодатель порой ограничивает его, разрешая указать предпочтение небольшому числу кандидатов. Например, в Италии разрешалось указывать не более четырех кандидатов, а в результате июньского референдума это число было сокращено до одного. Одна преференция разрешена при выборах в Национальный совет и австрийским законом. При распределении мандатов между кандидатами списка сначала мандаты передаются кандидатам, имеющим наибольшее число преференций, при условии, что это число не менее избирательной квоты. Потом мандаты получают остальные кандидаты списка в зависимости от очередности в нем.

По теоретическому замыслу, преференциальное голосование – институт демократический, позволяющий избавить электорат от засилья партийной верхушки. Однако в жизни не все получается по теории. В Италии, например, особенно в южных районах, где господствует мафия, местные мафиози наловчились контролировать использование избирателями права преференций и подчиняли себе целые фракции в политических партиях.

Главный недостаток – злоупотребление преференциальным голосованием, когда противники партии, не рассчитывая получить достаточное число голосов по собственному списку, голосуют за ее список и, отдавая преференции кандидатам в конце списка, не пропускают в парламент руководящих деятелей партии, обезглавливая ее будущую фракцию.

Абсолютная мажоритарная система

В настоящее время в зарубежных странах наиболее распространенной является мажоритарная избирательная система относительного большинства.

При таком порядке распределения мандатов побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Относительное большинство голосов требуется, например, для избрания президента и конгресса США, для избрания депутатов Палаты общин в Великобритании и пр.

Такая избирательная система результативна, так как всегда позволяет провести выборы в один тур, т. е. сразу после подсчета голосов возможно определить победившего кандидата. Причем следует отметить, что в странах, где господствует англосаксонская система права, не устанавливается порог явки избирателей на выборы (выборы признаются состоявшимися, даже если на избирательный участок пришел, например, лишь один кандидат и проголосовал сам за себя), презюмируется, что избиратели, не явившиеся на выборы, поддерживают волю большинства.

Однако именно при применении мажоритарной системы относительного большинства возможно наибольшее искажение воли избирателей. Приведем произвольный пример: кандидат А получает поддержку 10% избирателей, кандидат Б - 30%, кандидат В - 15%, кандидат Г - 23%, кандидат Д - 17% и 5% бюллетеней признаны недействительными. В этом случае избран будет кандидат Б, получивший больше голосов, нежели соперники, хотя фактически его не поддержало 70% избирателей.

Наиболее эффективна и целесообразна такая избирательная система, если баллотирующихся кандидатов небольшое количество (например, 2-3), так как в этом случае все же возможно достаточно достоверно выявить волю избирателей.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Под мажоритарной избирательной системой абсолютного большинства понимают такой порядок, при котором на выборах побеждает кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.

Существует несколько способов определения абсолютного большинства:

1. от общего числа зарегистрированных избирателей;
2. от числа проголосовавших избирателей;
3. от поданных действительных голосов.

Обычно для признания выборов состоявшимися устанавливается минимальный порог необходимой явки избирателей.

При применении такой избирательной системы очень часто никто из зарегистрированных кандидатов не получает поддержку необходимого количества избирателей. Поэтому законодательством предусматривается возможность проведения второго тура выборов. Через сравнительно небольшой промежуток времени (обычно он составляет две недели) после первого голосования назначается второй тур (повторное голосование). В этом случае в бюллетени для голосования включаются два кандидата, набравшие большинство голосов по результатам первого тура (например, президентские выборы в Польше), или все кандидаты, набравшие больше установленного минимума голосов избирателей (например, на президентских выборах во Франции такой минимум составляет 12,5%). Как правило, победившим во втором туре признается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Как и другие избирательные системы, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным чертам стоит отнести то, что в меньшей степени, нежели при применении мажоритарной избирательной системы относительного большинства, искажается воля избирателей, на выборах побеждают кандидаты, действительно имеющие поддержку большинства проголосовавших граждан. К существенным недостаткам относится то, что проведение повторного голосования ведет к значительному удорожанию избирательного процесса.

Данная избирательная система получила в мире широкое распространение на президентских выборах.

Относительная мажоритарная система

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Смешанная мажоритарная система

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Смешанная избирательная система - в ряде стран - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Конечно, говорить об адекватности представительства при данной системе выборов можно лишь с большой долей условности. При явке в 30 - 40 % (именно столько избирателей приблизительно проявляли свою активность на выборах в ГД РФ) депутаты-одномандатники представляли абсолютное меньшинство населения в парламенте. При этом они постоянно заявляли, что «именно одномандатники - реальные представители народа», используя традиционные аргументы о «непосредственной связи с избирателями».

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго пропорционально полученным ими голосам избирателей.

Во многом аналогичная система выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем.

По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

Недостатки мажоритарной системы

Недостатки мажоритарной избирательной системы:

1. Представители органа власти, сформированного на основе мажоритарной системы, могут иметь кардинально противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений.

2. Приоритетом каждого депутата, избранного по одномандатному мажоритарному округу, будут решения собственного округа, что также может затруднить принятие общих решений.

3. При отсутствии реального выбора избиратели, голосуя за конкретного кандидата, голосуют не за него, а против его конкурента.

4. Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей и/или манипуляции с образованием избирательных округов, что лишает территорию с ярко выраженной позицией преимущества по голосам. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.

5. При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали 19% голосов (в сумме 76%), а пятый набрал 20%, против всех проголосовало 4%. Пятый кандидат будет считаться демократически избранным, хотя против него или не за него проголосовало 80% проголосовавших.

Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге – и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.

Такая модифицированная система относительного большинства с передаваемым голосом существует в Австралии, Ирландии, на Мальте.

6. Еще один недостаток мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине XX века. Исследовав результаты многих выборов по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приводит к двухпартийной системе в государстве, так как шансы новых и/или небольших партий попасть в парламент или Думу очень малы. Яркий пример двухпартийной системы – парламент США. Этот эффект получил название «закон Дюверже».

Плюсы мажоритарной системы

Плюсы мажоритарной системы:

Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.
Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, избиратели, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • часта нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система - это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

Понятие избирательной системы. Типология избирательных систем

Избирательная система – особый политический институт, связанный с

Организацией выборов политических деятелей,

Распределением мандатов между партиями

Избирательная система включает следующие компоненты:

1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов

В узком смысле: политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное)

2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

Подготовительная стадия (назначение даты выборов,регистрация и учёт избирателей)

Выдвижение и регистрация кандидатов

Предвыборная агитация и финансирование выборов

3) процедура отзыва депутатов

4) принципы демократическог избирательного права

Выборы ПРЯМЫЕ, СВОБОДНЫЕ, СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ,ГЛАСНЫЕ, ПЕРИОДИЧНЫЕ

Типы избирательныхя систем

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь развития. В итоге почти трёхвекового развития выработались две основные формы участия граждан в формировании органов гос. власти и местного самоуправления: мажоритарная и пропорциональная. На основе их в современных условиях применяются и смешанные формы.

Рассматривая данные системы, необходимо обратить особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite – «большинство»)

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, т. е. победившим считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей.

это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

В мажоритарной системе выделяются также такие её разновидности:

1) система относительного большинства , предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Эта система не устанавливает минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися;

2) система абсолютного большинства , предполагающая, что для победы на выборах кандидату необходимо получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс 1 голос). Но в этой системе устанавливается нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпуса или менее).



Достоинства:

Могут участвовать незави­симые кандидаты.

Возникает личностная связь кандидата избирателями.

Отсутствует ярко выражен­ное давление партийных инте­ресов.

Устанавливается прямая от­ветственность избранного де­путата со своими избирателя­ми и населением округа.

Обеспечивает партии-побе­дителю значительное боль­шинство в парламенте, позво­ляющее при парламентарных и смешанных формах правле­ния формировать устойчивое правительство

Недостатки:

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.

Может искажаться реальная картина соотношения сил и поли­тической структуре общества.

Создается почва для непредсказуемости действий депутатов.

Имеет место частая не результативность выборов, которая приво­дит либо к повторному, либо аль­тернативному голосованию.

Практически исключает возможности победы на выборах мел ких партий

Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат. Победителем на выборах счита­ется кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кан­дидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% го­лосов. Показательно, что не раз консервативная партия Велико­британии одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерал-социал-демократическим аль­янсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в за­конодательные собрания избирались от округов - по одному от каждого. Чтобы одержать победу, партия должна завоевать в ок­руге большинство голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное побе­дившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и отно­сительное. В первом случае победителем считается кандидат, за­воевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, когда ни один из кандидатов не по­лучает требуемого числа голосов, назначается второй тур выбо­ров, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре побе­дителем выходит уже кандидат, набравший относительное боль­шинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все ос­тальные кандидаты каждый в отдельности.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Фран­ции, Японии.

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждо­го округа избирается несколько кандидатов, число которых рас­пределяется пропорционально количеству завоеванных партия­ми голосов. Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разде­лить их между партиями пропорционально завоеванным ими го­лосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Ес­ли три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномер­но по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предо­ставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохране­нию многопартийной системы. В Америке, если кандидат не за­воевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате кандидат, набравший 51% го­лосов избирателей, получает все 100% голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для полу­чения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а геогра­фически концентрированную в каком-либо округе поддержку боль­шинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одер­жит победу в том или ином округе, или даже штате, она все же останется местным явлением.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорци­ональная система. Так, в ФРГ одна половина состава бундеста­га избирается на основ мажоритарной системы в один тур, а дру­гая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, а сенат - на системе пропорционально­го представительства. При этом отмечено, что мажоритарная си­стема в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а ма­жоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Пропорциональная система.

Смешанные системы.

Теперь рассмотрим термин «избирательная система» в узком смысле. Это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

17 ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:

    мажоритарную систему;

    пропорциональную систему;

    смешанную систему.

Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.

17 а

Мажоритарная система

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

В свою очередь мажоритарная система подразделяется на следующие виды:

17 б

Виды мажоритарной системы

    мажоритарная система относительного большинства;

    мажоритарная система абсолютного большинства;

    мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников (например, из 100 тыс. избирателей за первого кандидата проголосовало 40 тыс., за второго – 35, за третьего – 25).Избранным считается тот, кто набрал наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. И если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Вместе с тем эта система обладает двумя недостатками: во-первых, эта система выгодна лишь крупным партиям; во-вторых, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным и используется метод перебаллотировки, который означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное или простое большинство голосов.

В соответствии с избирательным законодательством Республики Беларусь:

    выборы депутатов Палаты представителей считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины (50% + 1 человек) избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в выборах (ст. 82 ИК, часть 3). Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат, получивший более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей.

    выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины (50% + 1 человек) включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины (50% + 1 голос) принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

    Заседание депутатов местных Советов базового территориального уровня считается правомочными, если в нем приняли участие более половины (50% + 1 депутат) от общего числа депутатов, избранных в местные советы депутатов базового территориального уровня области (ст. 101 ИК).

    Избранным членом Совета Республики Национального собрания республики Беларусь считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов (ст. 106 ИК).

Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. На практике эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

18 МЕТОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КВОТЫ

Пример: в округе 5 мандатов.

Количество избирателей – 120 тыс.

Участвуют в избирательном процессе представители 20 партий.

Минимум для получения депутатского мандата (100.000: 5 мандатов) 20 тысяч голосов.

Для пропорционального распределения мандатов используется метод избирательной квоты и метод делителей. Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. По этой системе избираются парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии.

Пропорциональная система может применяться наряду с мажоритарными системами. В таких случаях она называется смешанной. Например, половина народных депутатов Украины (225) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина (тоже 225) - по пропорциональной. Такая же практика существует и в Российской Федерации. Половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной системе.

Если сравнивать все вышеназванные системы, то можно сделать вывод, что в целом пропорциональная система дает относительно объективное соотношение раскладки политических сил в стране.

Для того, чтобы понять, как избирательная система влияет на результаты выборов, приведем такой пример. Возьмем 2 избирательных округа, в одном из которых, согласно установлению государственных органов, 10 тыс. избирателей, а в другом 12 тыс. Данное обстоятельство означает, что голос избирателя в первом округе имеет больший вес, чем во втором, поскольку неравное количество избирателей выбирает равное количество депутатов. Далее предположим, что в первом округе по мажоритарной системе относительного большинства избирается один депутат и выставлено три кандидата, один из которых получил 4 тыс. голосов, а два других - по 3 тыс. Таким образом, победивший депутат избирается вопреки воле большинства избирателей (6 тыс. человек голосует против него). Однако дело не только в этом. Ведь 6 тыс. голосов не оказывают никакого влияния на распределение мест в выборном органе. Если применить в другом округе мажоритарную систему абсолютного большинства, то кандидат может быть избран в первом туре, получив не просто больше голосов, чем другие кандидаты, но как минимум 50% голосов +1. Однако и в таком случае может пропасть почти 50% голосов. Более того, если никто из кандидатов не избран в первом туре, перебаллотировка во втором туре происходит на основании системы относительного большинства во всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Таким образом, мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Однако такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. Приведем такой пример. В трех избирательных округах, каждый по 10 тыс. избирателей, баллотируются по 3 кандидата от партий А, Б, В. В первом из округов победу одержал кандидат партии А. При этом голоса распределились так: А - 9 тыс.; Б - 100; В - 900. Однако во втором и третьем округах победил кандидат партии Б. В каждом из этих округов он получил 3,5 тыс. голосов. В результате применения мажоритарной системы относительного большинства партия А, собрав в трех округах 15,5 тыс. голосов, провела лишь одного кандидата, партия Б, собрав 7,1 тыс. голосов, получила два депутатских мандата, а партия В, получив 7,4 тыс. голосов, представительства в парламенте вообще не имеет.

При такой несправедливости эта система имеет своих сторонников, так как обычно обеспечивает партии - победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных формах правления сформировать устойчивое правительство. Такая система имеет место в Великобритании, США, Индии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). К примеру, в избирательном округе на выборах в парламент баллотируются 4 кандидата (А, В, С, Д). 10.000 поданных за них голосов распределились так: А - 1.700 голосов, В - 5.900, С - 2.000, Д - 400 голосов. Следовательно, избранным будет кандидат В, набравший 5.900 голосов, т. е. абсолютное большинство.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Эта система обладает двумя недостатками: во-первых, голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; во-вторых, эта система выгодна лишь крупным партиям; в-третьих, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным). Для того, чтобы сделать систему более результативной, используется метод перебаллотировки. Это означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное большинство голосов. Однако, например, во Франции результаты выборов во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Согласно этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система , при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Для пропорционального распределения мандатов часто используется метод избирательной квоты и метод делителей 1 . Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии избираются по этой системе.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду с мажоритарными системами. Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной.

В целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил.