Занимательные вопросы по физике (Не ленись, подтянись!). Внеклассное мероприятие по физике Вопросы по физике со словом что

Внеклассное мероприятие по физике: интеллектуальная игра "Физбой"

7 – 8 класс

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

    повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;

    стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

    научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;

    продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

    формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование: два компьютера, два видеопроектора, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

    В игре участвуют несколько команд в составе 4-5 обучающихся в 8 классе.

    Игрой руководит учитель-организатор. Членами жюри могут быть как учителя физики, математики, биологии.

    Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов. Бланк с ответами закодирован.

    После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.

Ход игры

Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №1. “Блиц-опрос”.
Девиз: “Торопись, да не ошибись”.

Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право та команда, которая первая зажгла лампочку на столе. (Количество вопросов можно регулировать самим).

Вопросы к 1 туру:

1.Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы)
3. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (почтовая марка)
4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число “6”)
5. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше это делать ложкой)
6. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (веревка не была ни к чему привязана)
7. По какому городу течет кровь? (по Вене)
8. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
9. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (запасное)
10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (имя)
11. На какой вопрос нельзя ответить “да”? (Вы спите?)
12. Какая единственная птица способна летать хвостом вперед? (колибри)
13. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (ньютон)
14. На каком языке впервые было произнесено слово “алгебра”? (на арабском)
15. Изготовление, какого продукта никогда не удается с первой попытки? (первый блин комом)
16. Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (вода)
17. Чему равно три в третьей степени? (27)
18. Как называется мультипликационная версия повести Кира Булычева “Путешествие Алисы”? (“Тайна третьей планеты”)
19. Кто впервые доказал теорему о соотношениях сторон в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)
20. Как называется четвертая буква греческого алфавита? (дельта)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 0 )
2. Как называется правильный четырех угольник? (квадрат)
3. У людей какой профессии 5 параллельных линий постоянно перед глазами? (музыканты, нотный стан)
4. Как называется шестая нота? (ля)
5. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (гексаэдр, куб)
6. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6 часов? (180 0 )
7. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видя число 10 6 ? (мега)
8. Как называется самое большое созвездие на небе Северного полушария, состоящее из 7 видимых глазами звезд? (Большая медведица)
9. Какую единственную галактику можно увидеть на звездном небе Северного полушария невооруженным глазом? (Туманность Андромеды)
0. Какую процедуру народная мудрость советует совершить 7 раз, прежде чем один раз совершить другую? (7 раз отмерь, а один раз отрежь)
11. Какой инструмент объединят в себе фортепьяно и гармонь? (аккардион)
12. Какой музыкальный инструмент используют многие шаманы во время проведения культовых обрядов? (бубен)
13. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка)
14. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)
15. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше пяти, но меньше шести? (запятую)
16. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (перевернуть)
17. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
18. Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель равен 1)
19. В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье? (три человека)
20. Цель решения уравнения? (найти ответ)

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.

Конкурс №3. «Всем известный метр...»

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №3:

    динамометр – сила;

    метр – длина;

    спидометр – скорость;

    барометр – атмосферное давление;

    манометр – давление;

    гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

    электрометр – электрический заряд;

    амперметр – сила тока;

    вольтметр – напряжение;

    ваттметр – мощность и др.

Конкурс №4. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

    Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

    Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

    Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

    Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второйАнтошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

    Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

    Что с земли не поднимешь? (Тень)

    Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

    Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

    Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

    На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт.(барометр)

Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде .

    Водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)

    Удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

    Холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

    В полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

    Южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

    Появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)

    Гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

    … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

    …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

    …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №6. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде) :

    Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

    Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

    Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

    Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? ( Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

    Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

    Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

    Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

    Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

    Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

    Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс № 7.«Обгоним на задаче»

Задача №1

В алюминиевый бак массой 2 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? (Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/кг°С, удельная теплоёмкость воды– 4200 Дж/кг°С)

c ал = 920 Дж/кг °С

c в = 4200 Дж/кг °С

Q 1 = c ал m 1* (t 2 - t 1) = 920 * 2 * (100 - 20) = 147200Дж

Q 2 = c в m 2* (t 2 - t 1) = 4200 * 10 * (100 - 20) = 3360000Дж

Q = Q 1 + Q 2 = 147200 + 3360000 = 3507200Дж = 3507 кДж

Конкурс №8. «Кто – кого?»

Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс).

Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл.

Например: ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б)

Конкурс №9. «Загадки с подсказками»

Загадка 1.

1.Претендентов на поездку было много, но выбор пал на него.

2.Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

3.Сын крестьянина, учащийся ремесленного училища, рабочий, курсант аэроклуба.

4. Ему принадлежит историческая фраза «Поехали!», сказанная перед стартом.

5.Первый в мире человек совершивший полёт в космос. (гагарин)

Загадка 2.

1.Он жил в IV в. до н.э.

2.Он был воспитателем Александра Македонского.

3.Его учения относятся ко всем областям знаний того времени.

4.Его учение господствовало в науке около 100 лет.

5.Он ввёл в науку слово «физика».(Аристотель)

Загадка 3.

1.Он один из первых учёных работавших на войну.

2.Он крупный изобретатель, живший ещё до нашей эры.

3.Он изобрёл рычаг.

4.С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, купаясь в ванной.

5.По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием.(Архимед)

1. Имя первой женщины-космонавта? (Валентина Терешкова)

2. Когда был запущен первый космический спутник? (1957)

3. Каким прибором измеряют давление? (барометр)

4. По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным открытием? (Архимед)

5. Как ускорить процесс диффузии в твёрдых телах? (нагреванием)

6. Почему после дождя грунтовая дорога скользкая? (вода является смазкой).

7. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое? (кристаллизация или отвердевание)

8. Каким прибором измеряют работу тока? (счётчик)

9. Почему воспламеняется спичка при трении её головки о коробок? (при трении увеличивается внутренняя энергия, т.е. температура).

10. Космический аппарат, который вращается вокруг Земли? (спутник)

11. Кто говорит на всех языках? (эхо)

12. Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)

13. В каких единицах в СИ измеряется масса атома? (кг)

14. Изменится ли масса воды, когда часть её превратится в лёд? (нет).

15. Сколько протонов в молекуле воды? (18)

16. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (нет).

17. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

18. В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)

19. Какую геометрическую фигуру представляет Земля? (шар)

20. На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (0.5)

21. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (испарение)

22. Основной астрономический прибор для наблюдения? (телескоп)

23. Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутого» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

24. Что идёт не двигаясь с места? (время)

25. Какая планета самая большая? (Юпитер)

26. Мировое пространство? (Вселенная)

27. Естественный спутник Земли? (луна)

28. Летательный аппарат с реактивным двигателем? (ракета)

29. Общее название 12 созвездий? (зодиак)

30. Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар? (комар)

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Протокол результатов интеллектуальной игры «Физбой»

Код команды

Количество баллов за конкурсы

Итого

баллов

Место

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Ликино-Дулевский индустриальный техникум

Методическая разработка мероприятия

к предметной неделе по физике

«Физическая викторина»

Пояснительная записка.

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели занимательной физики или наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий должна учитывать следующие моменты.

Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.

Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.

Главная задача не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.

Цели: обобщение и углубление знаний по физике

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить, систематизировать знания учащихся;
  2. Расширять кругозор учащихся по предмету;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

  1. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  3. Воспитывать инициативность и активность,
  4. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  1. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  2. Развить способности логического мышления учащихся;
  3. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  4. Развивать память, внимание
  5. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями два зеркала, два набора для собирания электрической цепи (лампочки, источники питания, ключи, набор соединительных проводов).

Аннотация.

Викторина по физике проводится между двумя группами первого курса. Формируются команды по 6 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.
  2. Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы первого тура:

  1. Единица измерения массы драгоценных камней.
  2. Объем 1 кг воды?
  3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?
  4. Какая планета самая большая?
  5. Общее название 12 созвездий?
  6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?
  7. Где край света?
  8. Каким прибором измеряют атмосферное давление?
  9. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?
  10. Какой прибор служит для измерения скорости?
  11. Кто является изобретателем радио?
  12. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.
  13. Если это есть, ума не надо
  14. Специфическая единица измерения объема нефти?
  15. Чему равен 1 пуд?
  1. Второй раунд . Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.

Вопросы второго тура:

  1. для его измерения используется повторяющийся физический процесс
  2. основная единица измерения - секунда;
  3. делу это - потехе час.

(время)

  1. действует на дно и стенки сосуда
  2. увеличивается с глубиной:
  3. нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)
  1. Происходит при определенной температуре
  2. и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
  3. интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

  1. Можем притягивать и отталкивать
  2. бывает и красного, и синего цвета;
  3. у него два полюса

(магнит)

  1. Обладают хорошей теплопроводностью
  2. хорошо проводят ток;
  3. железо, никель, алюминий

(металлы)

  1. Мера инертности тела
  2. основная единица измерения - килограмм;
  3. у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  1. Скорость выполнения работы
  2. важнейшая характеристика всех двигателей;
  3. у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

  1. Их основная часть - стержень - коромысло
  2. бывают лабораторные, технические, медицинские;
  3. помощник продавца

(весы)

  1. Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
  2. Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
  3. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)

  1. Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
  2. Она не вещь и не сохраняется.
  3. «Давай поборемся», - говорят те, у кого ее много.

(сила)

  1. Оно изменяется с изменением погоды.
  2. Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
  3. Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.

(давление)

  1. Она большая у полных и высоких людей, малая - у худых и маленьких.
  2. Но у всех она направлена в одну точку.
  3. Эта величина - векторная. А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

  1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
  2. От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
  3. А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

  1. Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
  2. Ее весь день определяют продавцы.
  3. Эта величина скалярная, а не векторная.

(масса)

  1. Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)

РЕНАВЕ

НУПЛОТ

ТЮРЕПИ

МЕЛЯЗ

НОСЦЕЛ

  1. Четвертый раунд. Нужно с помощью зеркала отгадать 15 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (За каждое слово один балл)
  1. Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

  1. Шестой раунд. Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)
  2. Подведение итогов мероприятия. Объявление победителя. Обсуждение спорных вопросов.

Викторина по физике

для учащихся 10-11 классов

1. Составить пары, используя образец: лампа Алладина.

Подобрать к каждому слову из столбца слева имя собственное из столбца справа, чтобы получить аналогичное выражение.

Лучи

Ответы: Рентгеновские лучи, закон Архимеда, азбука Морзе, камера Вильсона, эффект Доплера, свеча Яблочкова, пустота Торричелли, башня Шухова, гиперболоид инженера Гарина, число Авогадро, постулаты Бора, кольца Ньютона, счетчик Гейгера, маятник Фуко, цикл Карно, принцип Паули, вибратор Герца, шкала Кельвина, броуновское движение, фигуры Лиссажу, модуль Юнга, радио Попова, молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, постоянная Планка, фотоэффект Столетова, давление света Лебедева, планетарная модель атома Резерфорда, сила тока Ампера, постоянная Больцмана, атомный реактор Курчатова, напряжение Вольта, первый электродвигатель Якоби, уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона, электрическая лампа накаливания Ладыгина, закон Ома для участка цепи, первый космонавт Гагарин.

2. Физика-лирика

А) Проведите аналогию к стихотворению А. Ахматовой.

Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.

Какой прибор дает тонкий, прямой луч? (лазер)

Б) Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно, без языка – кричит.

О каком явлении идет речь? (эхо)

В) Ф.И. Тютчев «Успокоение»

Гроза прошла – еще крутясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженный.

Какое явление сразило дуб? (молния)

Г) Угадайте название стихотворения И.А. Бунина.

Но куда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord , крепко сплю, мотаясь на диване. («Компас»)

Д) В.Я Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.

Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.

Как искры от ночной свечи, так искры от меча.

Какое явление приводит к появлению искр от мечей? (трение)

3. Живая скульптура

Учащиеся делятся на группы и каждая группа должна изобразить событие или физическое явление и узнать, что загадал соперник.

4. Песенный конкурс «Земляне».

Внеклассное мероприятие по физике

Предмет : Физика

Подготовили: Петрусевич О. И., Банаховская И. В., Вакарчук А. А., Фролов Е.С.,Цыганеску Е. В.

Класс : 11 «А».

Время : 45 минут

Пояснения. Викторина проходит по типу программы «Своя игра». В игре принимают участие 2 или 3 команды. В каждой команде выбирается (или назначается учителем) капитан. Капитан является представителем команды, он подает знак, если участники готовы дать ответ, принимает участие в жеребьёвке.

Подготовитель

ный этап. Готовится стенд, на котором указываются темы, вопросы и их стоимость. Темы викторины: « А мы это проходили», «Пушкин и физика», «Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии», «О них говорят».

Проведение викторины. С помощью жеребьёвки определяется команда, первой выбирающая тему и вопрос. Ведущий зачитывает вопрос, затем участники приступают к обсуждению. Если команда знает ответ, то капитан поднимает руку. Отвечать может любой из участников. Если ни одна из команд не может ответить на вопрос, право ответа передается зрительному залу.


«О них говорят»

1. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в Россииуниверситет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».

О ком эти слова?

(о М.В. Ломоносове)

2. На его статуе помещена надпись: «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочитать слова: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

О ком это написано?

(об Исааке Ньютоне)

3. Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали великим человеком.

Кто этот ученый?

(Альберт Эйнштейн)

4. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»?

(об Архимеде)

5. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. Назовите имя ученого.

(Томас Эдисон)

«Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии»

1. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны».

Какое открытие сделал Альфред Нобель? (динамит)

2. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии (обычно эти премии присуждаются единожды). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония).

Назовите имя этой женщины. (Мария Склодовская-Кюри)

3. Один великий физик был приглашен в гости. Сидя в гостиной, он заметил, что два кресла около него пустуют: никто не смел в них сесть.

-«Сядьте около меня», - смеясь, попросил он хозяина дома, - «А то мне кажется, что я в Прусской Академии наук.

В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области математической физики (и, особо, за открытие закона фотоэлектрического эффекта).

Кто этот великий физик? (Альберт Эйнштейн)

4. Этот человек является первым лауреатом Нобелевской премии по физике. В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия за открытие (лучи), которое носит его имя.

Назовите его открытие. (Рентгеновские лучи)

5. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.

Назовите его имя. (Александр Степанович Попов)

"Пушкин и физика"

1. В каком из произведений Пушкина кот, известный своей ученостью, совершает механическое движение относительно дуба?

(У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. «Руслан и Людмила»)

2. Прослушайте отрывок из одного из стихотворений великого поэта:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

О каком физическом явлении идет речь?
(Эхо, стихотворение также называется «Эхо»)

3. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

(Бес совершил механическую работу.)

4. Отрывок из «Евгения Онегина».

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Как образуются узоры на стеклах?

(Водяной пар конденсируется на стеклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твердое состояние.)

5. Прослушайте отрывок из стихотворения «Подражание Корану» и найдите физическую ошибку в нем.

Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас с тобой.

(Земля не покоится, а вращается вокруг Солнца.)

"А МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ..."

1. В какой ситуации человек находится в состоянии невесомости?

· находясь в корзине летящего воздушного шара

· висит, ухватившись за люстру под потолком

· подпрыгнув

· при плавании под водой

2. Вы открыли дверцу холодильника. Что произойдет с температурой в комнате?

· Ничего

· Понизится

· сначала понизится, затем повысится

· повысится

3. Если в стакан с водой опустить кусок сахара и растворить его, то может ли в стакане вновь получиться кусок сахара?

· да, если нагреть сладкий раствор

· да, если охладить сладкий раствор

· да, если быстро разогреть, затем охладить

· никогда не получится

4. Бумажный стаканчик до краев наполнен водой. Если его поднести на не-которое время в пламя горелки, то …

· бумажный стаканчик загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик загорится, вода не закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода не закипит.

5. В холодную погоду запотевает оконное стекло …

· с наружной стороны.

· с внутренней стороны.

· с двух сторон.

· с любой одной стороны.

6. Какие частицы были открыты первыми?

· Кварки

· Электроны

· Нейтроны

· Нейтрино

10 занимательных вопросов по физике

1. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?

Ответ: Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться.

2. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке?

Ответ: температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.

3. В пустую стеклянную бутылку напустили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в нее воду или какую-нибудь другую жидкость?

Ответ: надо зажечь спичку и очень быстро, пока она разгорается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.

4. Слоненок, Удав, Попугай и Мартышка ушли гулять по джунглям. В это время приехала Бабушка Удава и поползла искать их по следам. Изрядно поплутав по джунглям, она обнаружила, что следы его друзей исчезли. Бабушка прекрасно знала физику и сразу поняла, в чем дело. Объясните и вы это странное явление.

Ответ: Слоненок посадил всех на спину, и давление на землю увеличилось.

5. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

Ответ: при кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

6. Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?

Ответ: магнит.

7. Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» О ком идет речь?

Ответ: древнегреческий ученый Архимед.

8. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

Ответ: да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

9. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Ответ: время, температура.

10. Когда сутки короче: зимой или летом?

Ответ: сутки – это всегда 24 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...

Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"

Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...