Конституционное право россии. Ограничение свободы мысли и слова Устанавливают право на свободу мысли

Статья 29 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.».

Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования законом. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если мысль может быть скрыта от других, не выражена устным или печатным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима.

Право свободно выражать свое мнение включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

В условиях современного информационного общества реализация свободы слова возможна только в условиях доступа к средствам массовой информации. В этой связи гарантией свободы слова в Российской Федерации выступает возможность свободного создания средств массовой информации и недопустимость цензуры массовой информации. Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступить учредителем средства массовой информации. Кроме того, любой гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В то же время свобода слова не носит абсолютного характера. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Нарушение данного запрета влечет привлечение к уголовной ответственности (ст. 282 Уголовного кодекса РФ). Помимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массовой информации - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Информация представляет собой любые сведения независимо от формы их представления. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников.

Согласно Федеральному закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» граждане вправе получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом граждане имеют право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны размещать в сети Интернет на своих официальных сайтах сведения о полномочиях органов, принимаемые ими акты, размещаемые заказы, административные регламенты, информация о порядке поступления на службу в соответствующий орган и имеющиеся вакансии и т.д. При этом граждане имеют возможность запрашивать интересующую их информацию посредством направления электронных запросов по адресам электронной почты.

Не может быть ограничен доступ граждан к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств;

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Неправомерный отказ в доступе к информации может быть обжалован в вышестоящие органы (должностным лицам) либо в суд.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины - главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело - свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякого знания. На самом деле в слове заключен источник созидания. Библия утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания. Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие - главная опасность любой тирании. «Мнение правит миром», - верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается «необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.»

«Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова в статье 29:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  • 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  • 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»

Весьма важно положение, сформулированное в п. 3. По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит фашистский характер. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» от 23 марта 1995 г. отмечается, что «антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и ограничение деятельности фашистского характера.»

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом.

Конституция РФ в ст. 29 гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, Конституция РФ также устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную па определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.1

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Гарантии свободы мысли и слова содержатся также в и Законе РФ от 27декабря 1991 г. (ред. от 02 ноября 2004 г.) «О средствах массовой информации». Уголовно-правовые гарантии свободы слова и мысли не связаны с какой-то конкретной статьей УК РФ, но в целом это

1 Петрухин И.А, Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989, с.47.

2 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №7, ст. 300.

право является объектом уголовно-правовой охраны многих уголовно-правовых норм и институтов,

Давая характеристику основных прав и свобод человека и гражданина, следует помнить положение ст. 55 Конституции РФ о том, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Однако степень их конкретизации и известности, как населению, так и специалистам относительно мала,

Более того, следует отметить, что результаты проведенного нами специального опроса более 400 респондентов свидетельствуют о явно недостаточной осведомленности граждан Российской Федерации даже о содержании и источниках основных прав и свобод. Так о существовании международно-правовых документов, в которых закреплены права и свободы человека и гражданина не были информированы около 80% опрошенных. Основное количество респондентов - 70% были осведомлены о закреплении прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ.

О существовании иных правовых актов, посвященных правам и свободам человека и гражданина, знали в той или иной степени 54% опрошенных, не были информированы - 46%.

На вопрос; «Волнует ли Вас проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина?», ответили: очень волнует - 97%, мало волнует -3% опрошенных. На уточняющий вопрос: «Если волнует, то что именно?», конкретный ответ дала только половина респондентов (49%). Среди названных ими вариантов ответа были следующие: -

неэффективность защиты прав через суд; -

слабая правоохранительная функция органов прокуратуры; -

проблемы социальной защищенности (пенсий, пособий, заработной платы и т.п.); -

нерешенные проблемы мигрантов (беженцев, вынужденных -

переселенцев, граждан ближнего зарубежья).

При ответе на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с нарушением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и других нормативных правовых актах?», респонденты высказались так: да, эпизодически - 61%, да, часто - 32%, нет - 7%.

На следующий вопрос: «Пытались ли Вы защищать свои права и насколько эффективной оказалась защита?», опрошенные ответили: да, пытались - 53%, нет, поскольку никому не нужны наши проблемы - 40%. Из пытавшихся защитить свои права только 9-10% полностью удовлетворены восстановлением нарушенных прав, 16% - удовлетворены защитой частично, 28% - так и не добились восстановления своих нарушенных прав. Отсюда следует вывод о недоверии к государственным институтам защиты прав и свобод человека и гражданина и неверие в эффективность правовых норм в этой сфере,1

Вместе с тем, теория права, внутреннее законодательство России и международно-правовые акты, как усматривается из содержания главы I, особое значение уделяют правовой охране основных прав и свобод человека и гражданина. Объект уголовно-правовой охраны в этой сфере в самом общем виде законодательно определен в ст. 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В действительности таким объектом является целый комплекс прав и свобод человека и гражданина. Эффективность же уголовно-правовой охраны названного комплексного объекта зависит от постановки и реализации задач уголовной политики в данной сфере, содержания конкретных норм Общей и Особенной частей УК РФ и практики их применения правоохранительными органами.

Обобщенные результаты анкетирования даны в приложении 2.

Еще по теме Свобода мысли и слова.:

  1. § 2. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  2. § 3 Закрепление охраняемого содержания прав и свобод человека и гражданина в современном международном праве

Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Р. Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В данном отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины - главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело - свобода слова. В слове заключен источник созидания, но оно может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие - главная опасность любой тирании. У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от проявления свободы слова те, кто проповедует национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово, с тем чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое превосходство, - похоже, таких сил в России нет, если не считать требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако, никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом. Эти аспекты свободы слова будут рассмотрены в следующей главе.

Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом - по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.


Комментарий статьи Конституции:

Эта статья соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах, где записано, что каждый человек имеет право на свободу мысли, свободно соблюдения своих взглядов и на свободное выражение своего мнения (ст. 18, 19). Последнее включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения.

Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получая жевать и распространять информацию и идеи без вмешательства государства и независимо от границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радио -, теле - или кинематографических.

Ст. 34 Конституции плотно взаимодействует со ст. 21, 23, 31, 32, 35. К тому же ее можно рассматривать как определенное развитие и конкретизацию положения ч. З ст. 15 что защищает осуществления в Украине цензуры. Она гарантирует духовную и творческую свободу, не ограниченную никакой обязательной идеологией. Положения статьи гарантируют доступ к средствам массовой информации политическим партиям и движениям, общественным организациям, профсоюзам, каждому отдельному человеку. Никто не может быть принужден к изменению или выражения своих взглядов и убеждений. Это включает требования о предварительном согласовании сообщений и материалов, которые распространяются средствами массовой информации, и запрет распространения сообщений и материалов со стороны по садовым лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан, кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой. информации или дала интервью.

Под информацией законодатель понимает документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде. Существуют различные виды информации, среди которых уместно выделить следующие: статистическая, массовая, о деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, правовая, о лице, справочно - энциклопедического характера, социологическая.

Свобода мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений только только получают право на существование, когда они опираются на право свободно собирать, использовать и распространять информацию в любой способ по своему выбору. Это право обеспечивается разветвленной и развитой в государстве системой средств массовой информации, в первую очередь и отечественных, а также возможностью лица получать информацию из различных источников. Основными направлениями информационной деятельности являются политический, экономический, социальный, духовный, экологический, научно - технический, международный и т.д..

Учитывая значение информации в жизнедеятельности общества, устанавливается определенный режим доступа к ней - предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации. В этом плане информация делится на открытую и с ограниченным доступом (последняя делится на конфиденциальную и тайную). Согласно требованию ст. 37 Закона Украины" Об информации" от 2 октября 1992 г. не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления по иии формаций ими запросам официальные документы, содержащие информацию, визнану1 в установленном порядке государственной тайной; конфиденциальную; об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД. СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее огласка может повредить оперативным мерам, расследованию или дознанию, нарушить право человека на справедливое и объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью любого лица; информацию что касается личной жизни граждан, документы составляющих внутриведомственную служебную корреспонденцию, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения, с процессом принятия решений и предшествуют их принятию; информацию, не подлежащую разглашению согласно иным законодательным актами; информацию финансовых учреждений, подготовленную для контрольно - финансовых ведомств.

Пользование правом свободы искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи на - кладае особые обязанности и особую ответственность, связанные с некоторыми конституционными ограничениями, которые необходимы (ч. З ст. 34). Так, в частности, ст. 67 Уголовного кодекса устанавливает ответственность за разглашение сведений, которые в соответствии с Законом Украины" О государственной тайне" от 21 января 1994 составляют государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.