Логическое обоснование значение закона тождества. Логическая сущность закона тождества и его требования

ВВЕДЕНИЕ

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.
Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики – один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Специфическим приемом развития мышления является решение логических задач.

1.Понятие логического закона.

Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован
Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех люде различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате много вековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы самих вещей или явлений мира.

Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного мышления, - определенность, непротиворечивость, четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, - существует много других формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).

Законы логики функционируют в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения не правильных теорий.

В математической логики несколько иной подход. Там законы, выраженные в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо выделяются такие, которые содержат одну переменную.

2.Закон тождества

Этот закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».

В математической логики законы тождества выражаются такими формулами: а=а (в логике высказанной) и

А=А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объектами понятий).

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила
(принципа). Он означает, что нельзя в процессе рассуждения подменять одну мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные.

Нарушение закона тождества приводит к двусмысленностям, что можно видеть, например, в следующих рассуждениях: « Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков).
Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет термины и понятия в другом смысле, чем принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом – человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.

Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие примеры ведения дискуссий недопустимы.

Отождествление широко используется в следственной практик, например, при опознании предметов, людей, отождествлений почерков, документов, подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.

3.Законы не противоречия

Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает что-то несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально- логические противоречия – это противоречия путаного, неправильного рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении». Эта формулировка указывает на необходимость для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые высказывания, в противном случае его мышление будет неисправимым.

Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем.
Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или:
«Лев Толстой – автор романа «Воскресенье» и «Лев Толстой не является автором романа «Воскресенье№».

Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.
Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и
«Осенью дождь не полезен для уборки урожая». Суждения «Этот букет роз свежий» и «Этот букет роз не является свежим» также не противоречат друг другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях или в разное время.

Чаще всего встречаются определение формально-логического противоречия как конъюнкции суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое противоречие может быть выражено и без отрицания: оно имеет место между несовместимыми утвердительными суждениями1. Закон непротиворечия не действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам и
«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение и отрицание
(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является пожилым», ибо понятие «пожилой мужчина» является «нечетким» понятием, не имеющем четко очерченного объема).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее распространенной в мышлении является форма логического противоречия, когда одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традиционной формальной логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении высказываний классической двузначной логики закон непротиворечия записывается следующей формулой:

Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».

И так, первичным выступает диалектическое противоречие, объективно возникающее в процессе познания, и именно оно служит движущей силой познания, а вторичным является способ фиксации диалектического противоречия виде конъюкции двух суждений а и не-а, то есть в форме формально- логического противоречия.

Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует продвижению познания. Одним из примеров антиномий1 является формулировка познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он пишет: «…
Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении»2.

4.Закон исключения третьего

Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.

В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключения третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.

В двузначной традиционной логике закон исключения третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга. Так, из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является автором серии романов о
Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и «Джеймс Фенимор
Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» первое истинно, второе ложно, и третьего – промежуточного - суждения не может быть.

Различие в областях определения (т.е применения) этих законов в том, что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут быть истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь закона непротиворечия и не распространяется действие закона исключения третьего.
Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире, чем сфера действия содержательного закона исключения третьего. Действительно, истинно одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или
«Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными» и третьего не дано.

Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть отрицающие друг друга.

В мышлении закон исключения третьего предполагает четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения дискуссии выполнение этого требования обязательно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17 веке английский философ
Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.

Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволяют ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.

Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.

-----------------------
Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т. М.,1976. Т. 1. С. 125.
1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно- ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или противоречащими.
1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.

Закон мышления, или логический закон, – это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Законы мышления формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей.

Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало и какую бы логическую операцию ни выполняло.

Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль).

Закон тождества может быть выражен формулой р ∞ р (если р, то р), где р – любое высказывание, ∞ – знак импликации.

Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Напр., два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похитил чужое имущество» – выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений – равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные.

С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Напр., в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.

Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела.

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая может быть как неосознанной, так и преднамеренной.

Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении.

При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуются обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Основные законы правильного мышления известны еще со времен Аристотеля. И независимо от того, какого возраста вы и ваш собеседник, какие у вас профессии, социальные статусы и даже, какого вы мнения о логике в целом, эти законы продолжают действовать и их невозможно заменить или вычеркнуть.

Законы логического мышления мы применяем ежедневно. И даже неосознанно всегда замечаем, если в какой-то момент они нарушаются. С точки зрения психологии, несоблюдение основных законов является расстройством .

Закон тождества

Этот закон говорит о том, что любое понятие тождественно самому себе. Каждое утверждение должно иметь однозначный смысл, понятный собеседнику. Слова должны использоваться только в их истинном, объективном значении. Подмена понятий, каламбуры также относятся к нарушению основных законов логического мышления. Когда один предмет обсуждения заменяется другим, каждая из сторон вкладывает разный смысл, но разговор воспринимается, как обсуждение одного и того же. Зачастую подмена бывает умышленной и имеет цель ввести человека в заблуждение ради какой-то выгоды.

В русском языке существует множество слов, одинаковых в звучании и даже написании, но различных по значению (омонимов), поэтому смысл подобных слов выявляется из контекста. Например: "Шуба из натуральной норки" (речь идет про мех) и "Вырыли себе норку" (из контекста понятно, что в этой фразе подразумевается нора для животных).

Подмена смысла понятия приводит к нарушению закона тождества, из-за чего возникает непонимание со стороны собеседников, или ошибочные выводы.

Часто закон тождества бывает нарушен из-за смутного представления о смысле обсуждения. Иногда одно слово в представлении отдельных людей имеет совершенно разное значение. Например, "эрудированный" и "образованный" часто считают синонимами и употребляют не в свойственном им значении.

Закон непротиворечия

Исходя из этого закона, следует, что при истинности одной из противоположных мыслей остальные обязательно будут ложными, независимо от их количества. Но если одна из мыслей ложна, это еще не говорит о том, что противоположная обязательно будет верной. Например: "Никто так не считает" и "Все так считают". В данном случае ложность первой мысли еще не доказывает истинность второй. Закон непротиворечия действителен только при условии соблюдения закона тождества, когда смысл обсуждения однозначен.

Также существуют и совместимые мысли, которые не отрицают друг друга. "Они ушли" и "они пришли" можно употребить в одном предложении с оговоркой на время или место. Например: "Они ушли из кинотеатра и пришли домой". Но одновременно уйти и прийти в одно место невозможно. Мы не можем одновременно утверждать какое-либо явление и отрицать его же.

Закон исключенного третьего

Если одно утверждение является ложным, то противоречащее ему будет истинным. Пример: "У меня есть дети", либо "у меня нет детей". Третий вариант невозможен. Дети не могут быть теоретически или относительно. Этот закон подразумевает выбор "или-или". Оба противоречащих утверждения не могут быть ложными, как и не могут быть одновременно истинными. В отличие от предыдущего закона правильного мышления, здесь речь идет не о противоположных, а о противоречащих мыслях. Больше двух их быть не может.

Закон достаточного основания

Четвертый закон правильного мышления был открыт позже предыдущих. Из него следует, что любая мысль должна быть обоснована. Если утверждение полностью не аргументировано и не доказано, то оно вполне может не приниматься в расчет, т.к. будет считаться ложным. Исключения составляют аксиомы и законы, потому что они уже подтверждены многолетним опытом человечества и считаются истиной, более не нуждающейся в каких-либо доказательствах.

Ни одно утверждение, ни одна причина или мысль не могут считаться истинными, если они не имеют достаточно доказательств.

Закон тождества

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль).

Закон тождества может быть выражен формулой р?р (если р, то р), где р – любое высказывание, ? – знак импликации.

Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Например, два суждения: «Н совершил кражу» и «Н тайно похитил чужое имущество» – выражают одну и ту же мысль (если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений – равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имущества. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как нетождественные.

С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.

Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела.

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая может быть как неосознанной, так и преднамеренной.

Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении.

При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуются обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен, и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Таким образом, закон тождества представляет закон человеческого мышления, гласящий, что в процессе рассуждения значение понятий и рассуждений изменять запрещается. Они должны оставаться тождественными сами себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому объекту.

Данное требование является справедливым не только в русле логики, но и в других науках, поэтому данный закон носит всеобщий характер.

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Из книги Логика автора Шадрин Д А

34. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a є a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость.Закон тождества означает, что в процессе

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1. Закон сердца и закон действительности Этому сердцу противостоит некоторая действительность, ибо в сердце закон есть прежде всего лишь для себя, еще не претворенный в действительность, и, следовательно, он в то же время есть нечто иное, нежели понятие. Это «иное»

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей Тождество - это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными,

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

Закон насилия и закон любви Христианину нельзя насильничать. Сказано так: «Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл этих слов тот, что если тебя ударили, то лучше, чем отдать удар за удар, подставь щеку. Таков закон Бога для христианина. Кто бы

Из книги Дух позитивной философии автора Конт Огюст

Закон Бога и закон мира сего

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий 2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть

Из книги Семь духовных законов успеха автора Чопра Дипак

Закон тождества Закон звучит так: «В процессе суждения следует рассуждать об одном и том же предмете». Или, проще говоря, «Понятия на переправе не меняют».Как можно нарушить этот закон? Например, вот так. Во времена СССР не было очередей: у меня во дворе был гастроном, и я

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности Этот закон основан на том, что мы, по самой своей сущности, есть чистое сознание. Чистое сознание – это чистая потенциальность, это поле всех возможностей и бесконечных творческих способностей. Чистое

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

§ 2. Закон тождества Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.Записывается закон так:а есть а или а = а (для суждений)А

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

[Лекция 5], часы 9, 10 Понятие. Закон тождества Понятие и суждение1) Я пытался [прошлый раз] вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда: сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен;

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

6.1. Закон тождества Нормативное требование этого закона обеспечивает определенность мышления. Закон гласит: Во всяком рассуждении необходимо, чтобы любое понятие и суждение оставались теми же самыми по своему содержанию или смыслу, т.е. тождественными самим себе. Хотя в

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Закон тождества Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а

Из книги автора

1. Закон тождества Объективный характер и сущность закона тождества. С действием этого закона связано такое коренное свойство правильного мышления, как его определенность.Что же послужило объективным основанием для возникновения и действия этого закона в мышлении? Как

Из книги автора

4.1. Что такое закон тождества? Как мы помним, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. В предыдущих главах книги говорилось о формах мышления: понятии, суждении и умозаключении. После знакомства с ними перейдем к рассмотрению законов логики и их

Закон тождества формулируется так: любая мысль о предмете в процессе данного рассуждения тождественна сама себе, сколько бы раз она не повторялась.

Мнение тождественна сама себе тогда, когда она касается одного и того же предмета и ее содержание остается одним и тем же, сколько раз она высказывается. Если же содержание мысли изменяется или она относится к другому предмету, то такое мнение не может считаться той же, тождественной самой себе, это будет уже другое мнение.

Закон тождества в виде формулы записывается так: А есть А, или А = А

В математической логике закон тождества записывается следующим формулам, что является аналогом содержательного закона тождества, который изучается общей формальной логикой:

Объективной основой закона тождества, его источником является качественная определенность предметов и явлений внешнего мира. Как известно, вещи и явления реальной действительности находятся в непрерывном процессе движения и изменений. Но каждая вещь, испытывая изменений до поры до времени, остается именно той вещью, а не другой, имеет качественную определенность, которая делает вещь тем, чем она является, и отличает ее от всех других вещей. Это общее свойство всех предметов и явлений объективной действительности, зафиксирована многовековой практикой, закрепилась в мышлении в виде закона тождества. В соответствии с тем, как каждая вещь обладает качественной определенностью, и каждая мысль, которая отражает ту или иную вещь, тоже должна быть определенной.

1. В процессе рассуждения о какой-то предмет необходимо мыслить именно этот предмет и нельзя подменять его другим предметом мысли.

Так, если мы обсуждаем Петренко, какой-то его поступок, то мы должны обсуждать Петренко, а не кого-то другого, и именно этот его поступок, а не какой-то другой. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения было выделено предмет рассуждения и этот предмет не подменялся каким-то другим предметом мысли данной предметной области.

Предметная область - это круг предметов, в составе которого находится выделенный нами предмет; область предметов, в рамках которой признаются данные, имеющие смысл, законы и правила логики.

Закон тождества не запрещает переходить от одного предмета мысли к другой, от одного обсуждения вопрос - ко второму вопросу, он только запрещает подменять один предмет мысли вторым предметом, один вопрос вторым вопросом. Если мы начали рассуждать о чем-либо, мы должны в течение всего рассуждения иметь в виду именно этот предмет мысли, а не какой-то другой. Конечно, для того чтобы составить правильное представление об обсуждаемом предмете, необходимо рассмотреть и другие его стороны или другие предметы, с ним связанные, но обсуждение одной стороны предмета не может быть несметное, поскольку несовместимо подменено рассуждения о другую его сторону или о другой предмет.

2. В процессе рассуждения, в споре или дискуссии понятия должны употребляться в одном и том же смысле. Мнение тождественна сама себе, если она однозначна.

Закон тождества не допускает употребление понятия внутри какого-то рассуждения в разном смысле. Понятия, которыми мы пользуемся, должны употребляться в течение всего рассуждения, сколько бы они ни случались в одном и том же значении, сохранять неизменно свой объём и свое содержание. Если же понятия и термины употребляются в процессе рассуждения неоднозначно, то мышление становится неопределенным, процесс мышления в таких случаях не достигает цели. "... Действительно, - писал Аристотель, - иметь не одно значение - значит не иметь никакого значения, если же в слова нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а на самом деле и с самим собой".

Закон тождества нельзя понимать в том смысле, якобы любое понятие имеет неизменно сохранять раз и навсегда данное содержание и объем. Закон тождества не утверждает, что понятия не остаются неизменными, они уточняются, развивающихся вместо одних понятий производятся другие. Но каждое понятие на определенном этапе развития знания имеет определенный смысл. Определенность содержания понятия обусловлена качественной определенностью отображаемого этим понятием предмета. Поэтому всякое понятие в одном и том же рассуждении должно иметь одно определенное значение, должно быть тождественным самому себе.

Нарушение требований закона тождества приводит к тому, что мышление становится неопределенным, неточным, двусмысленным, путаным. Такое мышление не может вести к истине, не способное правильно отразить действительность.

Чаще всего встречаются ошибки при нарушении закона тождества: подмена или спутывания понятий.

Спутывания понятий в логическом отношении является отождествление различий. Эта ошибка имеет место тогда, когда различные по содержанию понятия принимаются за тождественные.

Субъективно спутывания понятий происходит часто из-за неточного знания содержания употребляемых понятий, когда размышляя кажется, что между понятиями, употребляемыми им, нет никакой разницы, что они принадлежат к одному и тому же предмету, имеют один и тот же смысл и отличаются друг от друга только языковым выражению; но на самом деле они разные. Спутывания понятий может иметь место и в том случае, когда в науке отсутствуют точно произведенные определения тех или иных понятий. Спутывание понятий способствует также наличие в естественном языке омонимов, слов, выражающих не одно, а несколько понятий. Искусственные во этом отношении имеют преимущество, поскольку для каждого знака в них устанавливается четкая однозначность.

Исходя из этого, можно выразить требования закона тождества формуле: нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли рассматривать как тождественные, отличные. Как нелогичное отождествление отличного, так нелогично и различия тождественного.