Учебно-методическое управление. Развитие системы спо - сетевые сообщества Сетевое взаимодействие в системе профессионального образования

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), приказываю:

1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации .

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев;

Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена «специалист по администрированию сети», увеличивается на 1 год.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):

сетевой и системный администратор;

специалист по администрированию сети.

II. Требования к структуре образовательной программы

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в настоящего ФГОС СПО.

Таблица № 1

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
при получении квалификации специалиста среднего звена "сетевой и системный администратор" при получении квалификации специалиста среднего звена "специалист по администрированию сети"
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 468 не менее 504
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 144 не менее 180
Общепрофессиональный цикл не менее 612 не менее 648
Профессиональный цикл не менее 1728 не менее 2664
Государственная итоговая аттестация 216 216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования 4464 5940
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 5940 7416

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей № 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

III. Требования к результатам освоения образовательной программы

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

OK 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в настоящего ФГОС СПО.

Таблица № 2

Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы

Основные виды деятельности Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
Сетевой и системный администратор Специалист по администрированию сети
Сетевой и системный администратор Специалист по администрированию сети
Управление сетевыми сервисами
Специалист по администрированию сети

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в настоящего ФГОС СПО:

3.4.1. Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры:

ПК 1.1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.

ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.

ПК 1.4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.

3.4.2. Организация сетевого администрирования:

ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.

ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.

ПК 2.3. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.

ПК 2.4. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

3.4.3. Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры:

ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

ПК 3.2. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.

ПК 3.3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать сетевые конфигурации.

ПК 3.4. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации.

ПК 3.5. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта.

ПК 3.6. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры.

3.4.4. Управление сетевыми сервисами:

ПК 4.1. Принимать меры по отслеживанию, предотвращению и устранению нештатных ситуаций.

ПК 4.2. Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций.

ПК 4.3. Обеспечивать максимальную стабильность предоставляемых сетевых сервисов.

ПК 4.4. Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки.

ПК 4.5. Восстанавливать нормальную работу сетевых сервисов в соответствии с требованиями регламентов.

ПК 4.6 Вести учет плановой потребности в расходных материалах и комплектующих.

3.4.5. Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры;

ПК 5.1. Идентифицировать проблемы в процессе эксплуатации программного обеспечения.

ПК 5.2. Разрабатывать предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы сетевой инфраструктуры.

ПК 5.3. Разрабатывать сетевые топологии в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети.

ПК 5.4. Составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов разработок.

ПК 5.5. Проводить эксперименты по заданной методике, выполнять анализ результатов.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в к настоящему ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.

IV. Требования к условиям реализации образовательной программы

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение № 1
к СПО по специальности
09.02.06 Сетевое и системное
администрирование

Перечень
профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Приложение № 2
к СПО по специальности
09.02.06 Сетевое и системное
администрирование

Минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Основной вид деятельности Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры знать: общие принципы построения сетей, сетевых топологий, многослойной модели OSI, требований к компьютерным сетям; архитектуру протоколов, стандартизации сетей, этапов проектирования сетевой инфраструктуры; базовые протоколы и технологии локальных сетей; принципы построения высокоскоростных локальных сетей; стандарты кабелей, основные виды коммуникационных устройств, терминов, понятий, стандартов и типовых элементов структурированной кабельной системы. уметь: проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии; использовать многофункциональные приборы мониторинга, программно-аппаратные средства технического контроля локальной сети. иметь практический опыт в: проектировании архитектуры локальной сети в соответствии с поставленной задачей; установке и настройке сетевых протоколов и сетевого оборудования в соответствии с конкретной задачей; выборе технологии, инструментальных средств при организации процесса исследования объектов сетевой инфраструктуры; обеспечении безопасного хранения и передачи информации в локальной сети; использовании специального программного обеспечения для моделирования, проектирования и тестирования компьютерных сетей.
Организация сетевого администрирования знать: основные направления администрирования компьютерных сетей; утилиты, функции, удаленное управление сервером; технологию безопасности, протоколов авторизации, конфиденциальности и безопасности при работе с сетевыми ресурсами. уметь: администрировать локальные вычислительные сети; принимать меры по устранению возможных сбоев; обеспечивать защиту при подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». иметь практический опыт в: установке, настройке и сопровождении, контроле использования сервера и рабочих станций для безопасной передачи информации.
Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры знать: архитектуру и функции систем управления сетями, стандарты систем управления; средства мониторинга и анализа локальных сетей; методы устранения неисправностей в технических средствах. уметь: выполнять мониторинг и анализ работы локальной сети с помощью программно-аппаратных средств; осуществлять диагностику и поиск неисправностей всех компонентов сети; выполнять действия по устранению неисправностей. иметь практический опыт в: обслуживании сетевой инфраструктуры, восстановлении работоспособности сети после сбоя; удаленном администрировании и восстановлении работоспособности сетевой инфраструктуры; поддержке пользователей сети, настройке аппаратного и программного обеспечения сетевой инфраструктуры.
Управление сетевыми сервисами. знать: принципы эффективной организации работы подразделений технической поддержки пользователей и клиентов (ITIL); специализированное программное обеспечение поддержки работы с клиентами. уметь: формализовать процессы управления инцидентами и проблемами; формализовать процессы технологической поддержки. иметь практический опыт в: использовании инструментальных средств для управления сетевыми сервисами.
Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры знать: функциональные возможности системного программного обеспечения с учетом новых версий; основы методологии дизайна архитектуры сети, в том числе с использованием «периметра», модульный подход к дизайну. уметь: планировать и поддерживать сетевую инфраструктуру; оптимизировать работу сервера и устранять неполадки с помощью инструментальных средств. иметь практический опыт в: настройке, планировании и поддержке сетевой инфраструктуры; структурировании и выделении модулей сети, разработке сетевых топологий в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети.

_____________________________

* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

** См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Сетевое и системное администрирование" (09.02.06).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Нормативная база:

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.

Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Актуальные документы для дискуссии

Уважаемые коллеги! Содержание указанного раздела портала направлено на развитие нормативно-методического обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ. Экспертные группы представляют в этом разделе модели документов, содержание которых направлено развитие сетевых форм обучения. Все желающие могут присоединиться к обсуждению документов через форум «Сетевые формы» или через контакт по электронной почте [email protected]

Материалы для ознакомления

Система организации сетевых образовательных программ (программ академической мобильности, совместных образовательных программ, программ двух дипломов) в Казанском (Приволжском) федеральном университете

Процессы информатизации, широкое использование информационно­коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.

ИОС в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности.

Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве.

Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста.

Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта совместной работы.

Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ-компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей.

Готовность к сетевому взаимодействию в ИОС формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога:

    Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).

    Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение средств традиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ – интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность).

    Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).

    Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).

    Использование личного информационного пространства как средства развития (трансляция своего опыта в сетевых группах).

Эффективное сетевое взаимодействие обеспечивает:

    Организацию совместной деятельности участников сетевой группы.

    Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС.

Организация совместной деятельности участников сетевой группы невозможна без:

    проявления инициативы члена группы на этапе запроса на новое знание;

    организации коллективной поддержки инициативы в локальной группе;

    активного участия в обсуждении инициатив других членов группы;

    принятия общей цели, общей системы профессиональных ценностей;

    активного участия в разработке критериев эффективности деятельности;

    активного участия в представлении и управлении сетевых проектов;

Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС происходит через:

    открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;

    открытое обсуждение деятельности участников сети;

    создание личного информационного пространства педагога в сети;

    включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.

Примеры форм сетевого взаимодействия педагогов

Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Перечислим некоторые сетевые сообщества – виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом:

    Всероссийский августовский Интернет-педсовет – Педсовет.org (pedsovet.org);

    Интернет-государство учителей – ИнтерГУ.ру (intergu.ru);

    Открытый класс (openclass.ru);

    Сеть творческих учителей (it-n.ru).

Сетевое объединение учителей «Педсовет. org . Всероссийский интернет-педсовет» (pedsovet.org) сформировалось в результате десятилетнего проведения Всероссийского августовского интернет-педсовета.

Педсовет.org является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования.

Интернет-педсовет – это:

    безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;

    одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;

    сетевое сообщество работников образования.

Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект Минобрнауки РФ, федерации интернет-образования, издательства «Просвещение», который получил название «Интернет-государство учителей» (http://interqu.ru/).

Основная цель этого проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.

Задачи данного сообщества:

    Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.

    Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

    Создание и поддержка новых образовательных инициатив.

    Создание единого информационного педагогического ресурса.

    Организация практической деятельности учителей в сети.

    Развитие и реализация творческих способностей участников проектов.

    Создание пространства психологической комфортности учителя.

ИнтерГУ.ру – это открытая система самостоятельных сетевых связанных между собой проектов игровой экономической схемой (начисление бонусов, рейтинги участия, присвоение званий, возможность за «валюту» Государства приобретать новые ЦОРы и реальные CD).

Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:

    знакомство участников с образовательными ресурсами;

    обсуждение проблем образования;

    участие в деловых играх;

    обмен опытом работы;

    консультации со специалистами;

    тестирование по различным областям знаний;

    создание своих тестов и методическая помощь учителям.

Пример: на территории Инфотека ресурсы распределяются по предметным областям, видам (текст, презентация и т.д.), по оценке эксперта. При просмотре ресурса можно прочесть не только аннотацию, но и заключение эксперта.

Проект «Открытый класс» создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва) с 2008 года.

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач:

    поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;

    широкого распространения электронных образовательных ресурсов;

    массового внедрения методик их использования;

    модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Реализуя проект «Открытый класс». Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт http://www.openclass.ru/ с тем чтобы:

    обустроить удобное место для общения и сотрудничества учителей, их учеников и родителей;

    обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на сайте;

    способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;

    обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу.

Суточная посещаемость сайта «Открытый класс» составляет в рабочие дни 25-35 тысяч посетителей, а количество просмотренных страниц устойчиво превышает 100 тысяч в сутки.

Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network (http://www.it- n.ru/) создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

Портал открыт в начале 2006 г. в рамках проекта Microsoft «Академия учителей».

Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов.

В результате работы портала «Сеть творческих учителей» создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы. Методический марафон и многое другое.

Воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале можно только бесплатно.

Назовем еще несколько педагогических сообществ, созданных в рамках российских и международных проектов.

Сообщество «СоцОбраз» (http://wiki.iot.ru) – сетевое социально­-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Проект выполнялся совместно Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». «СоцОбраз» – это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.

Сообщество педагогов программы Intel «Обучение для будущего»

(http://www.iteach.ru) – международная программа профессионального развития учителей компанииIntel, Программа работает в России с 2002 года. Программой в России охвачено более 600 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов, В 2009 году программа сотрудничала с 125 обучающими центрами (педагогические университеты и колледжи, ИПКРО, образовательные центры) в 80 регионах России.

Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» (http :// internika . orq ) создан в рамках портала «Школьный университет» (itdrom.com) двумя организациями из города Томска – Образовательным центром «Школьный университет» и негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет». Сайт создан как профессиональное сетевое объединение учителей, использующих в работе учебные курсы Комплексной образовательной программы «Школьный университет» и активно внедряющих современные информационные технологии.

1

Обоснована необходимость продуктивного сетевого взаимодействия между университетом и учреждением среднего профессионального образования, которая обуславливается специфическим требованием образовательного стандарта, предусматривающего получение рабочей профессии для бакалавров образования. Проведен анализ сетевой модели «СПО – ВУЗ», обобщены результаты и рассмотрены условия частичной интеграции образовательных программ практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального образования и современных специалистов по металлообработке. Установлена возможность консолидации и кооперации участников образовательного процесса при совместном использовании кадровых, материальных и информационных ресурсов разноуровневых образовательных организаций. В статье, кроме того, излагаются нормативно-правовые и учебно-методические основы сотрудничества, а также опыт создания сетевой модели «СПО – ВУЗ» на базе регионального ресурсного центра машиностроительного профиля.

региональный ресурсный центр

сетевое взаимодействие

интеграция образовательных программ

профессиональные компетенции

кооперация

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. – 2013. – № 3, т. 2 (психолого-педагогические науки). – С. 21-25.

2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2013. – № 6; URL:www.science – education.ru/113-10934 (дата обращения: 14.12.2014).

3. Савина С.В., Магомедов Р.М. Перспективы использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе вуза // Сб. научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – Т.1. (Москва, 22–23 окт. 2012 г.). – М.: НИЯУ МИФИ, 2012. – С.104-109.

4. Синкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров технических вузов // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2014. – № 6; URL:www.science – education.ru/120-15911 (дата обращения: 19.01.2015).

5. Чикильдина Н.А. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов. Опыт Ставропольского края // Проблемы современного образования: материалы III междунар. научно-практ. конф. (Пенза, 10–11 сент. 2012 г.). – Пенза: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 108-114.

6. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5. – С. 33-38.

Подготовка бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (отрасль «Машиностроение») в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает освоение такого специфического именно для педагога профессионального обучения вида деятельности, как обучение рабочей профессии. При этом среди профессиональных компетенций (ПК), которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, значатся и такие, как способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня, готовность к производительному труду и использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии (ПК-31, ПК-32, ПК-36).

Целью данной научно-практической работы является создание модели взаимодействия образовательных учреждений различных уровней по формированию у будущих бакалавров образования профессиональных компетенций, связанных с использованием передовых производственных технологий при обучении рабочей профессии.

Наполнение этих компетенций объясняется тем, что область профессиональной деятельности бакалавров образования включает не только обучение студентов профессиям и специальностям машиностроительного профиля в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), но и работу в учебно-курсовых центрах подготовки и переподготовки персонала на машиностроительных предприятиях. Повышение квалификации рабочих-станочников предусматривает обучение их передовым приемам обработки деталей на металлорежущих станках различных видов (токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных) и типов (универсальных, специальных и с программным управлением), разработке технологии изготовления деталей повышенной сложности, правилам применения прогрессивного режущего инструмента, специальных и универсальных приспособлений.

Отсюда и вытекает требование ФГОС начального профессионального образования по профессии 151902.03 «Станочник (металлообработка)» о том, что при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) учреждение должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). При этом мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Кроме того, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для педагогов, которые преподают дисциплины профессионального цикла. Данные преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

При составлении программ технических дисциплин необходимо проанализировать структуру и функции профессиональной деятельности, т.е. перенести модель деятельности специалиста на содержание обучения бакалавра в соответствии с современными представлениями об организации учебного процесса, его практической направленности и формировании профессиональных компетенций .

Однако реализация этого требования применительно к получению студентом вуза квалификационного разряда по рабочей профессии в практической образовательной деятельности высшего учебного заведения затруднена, а в большинстве случаев и вовсе невозможна. Для эффективного усвоения основной образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации с последующим присвоением выпускнику 3-4 разряда по профессии «Станочник» помимо квалифицированных педагогических кадров вузу необходимо иметь и развитую материальную базу. Под этим понимаются мастерские металлообработки (слесарная, токарная, фрезерная) с линейкой из 12-15 станков, демонстрационные устройства одного или нескольких основных станков (как минимум - универсального токарного), тренажеры для отработки навыков управления основными узлами (например, суппортом) станка. Формирование развитой инфраструктуры, позволяющей целенаправленно проводить подготовку студентов для получения квалификационного разряда, требует капитальных финансовых вложений порядка 30-40 миллионов рублей, что является непростой задачей для большинства бюджетных образовательных организаций.

Выход из создавшегося положения возможен в создании сетевой формы реализации образовательной программы совместно с региональными ресурсными центрами . Анализ научных источников в педагогических исследованиях последних лет показывает, что сетевое взаимодействие является важным элементом развития и поддержки инновационных образовательных технологий. Данная форма сотрудничества осуществляется за счет организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, кадровых и других ресурсов нескольких одно или разноуровневых организаций. Так, М.Ю. Швецов отмечает, что «сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и вуза в регионах представляет собой устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса».

Целью такого взаимодействия применительно к педагогам профессионального обучения является параллельное освоение ОПОП ВПО с одновременным овладением рабочей профессией. Вертикальный тип интеграции содержания образовательных программ при подготовке педагогов профессионального образования основывается на том, что процесс обучения в основном протекает в базовой организации - Ярославском государственном техническом университете, а для его полноценной реализации привлекается образовательная организация СПО - Ярославский автомеханический колледж, осуществляющий, в том числе и подготовку станочников. На базе этого учебного заведения в рамках программы инновационного развития региона в 2008 году создан ресурсный центр по приоритетному для Ярославской области направлению подготовки машиностроительного профиля, который готовит рабочие кадры по профессиям металлообработки. Центр оснащен современным лабораторным и промышленным оборудованием, имеет разветвленную информационную образовательную среду. Выпускники колледжа соответствуют требованиям, которые предъявляются к современным рабочим и специалистам высокотехнологичных кластеров дизельного и энергетического машиностроения.

Сотрудничество университета и колледжа базируется на модели сетевого взаимодействия «образовательная организация - ресурсная организация», которая основана на паритетной кооперации этих учреждений и предполагает совместное использование имеющихся образовательных ресурсов . Нормативно-правовой основой этого вида сотрудничества явились партнерские отношения, закрепленные договором между участниками сети, а также их уставы и учредительные документы. Договор устанавливает условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между учреждениями, порядок реализации образовательной программы, вид и объем ресурсов, выделяемых каждым из участников. В соответствии с договором участники возложили на себя обязанности по организации сетевого взаимодействия, координации деятельности, обмену кадровыми, информационными, научно-техническими и учебно-методическими ресурсами . Кроме того, решены были и вопросы логистики, связанные с организацией движения учащихся в рамках образовательных маршрутов.

Прежде чем приступить к созданию механизма взаимодействия и реализации совместной образовательной программы «СПО - ВУЗ», были проанализированы учебные планы подготовки педагогов и станочников соответственно в каждой из сотрудничающих организаций, согласованы содержание и трудоемкость в зачетных единицах отдельных модулей и дисциплин, период обучения и ряд других конкретных вопросов. Базовой частью университетского учебного плана послужила дисциплина «Производственное обучение» в объеме 324 часов, а в учебном плане подготовки станочников особое внимание было уделено профессиональному циклу в объеме 1245 учебных часов. В основе этого цикла лежат два профессиональных модуля: «Программное управление металлорежущими станками» и «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа», а также два междисциплинарных комплекса: «Технология обработки на станках с программным управлением» и «Технология обработки на металлорежущих станках».

Кроме того, было достигнуто соглашение о признании результатов обучения с согласованием системы оценок и критериев оценивания. На этом основании производится перезачет зачетных единиц по ряду дисциплин общепрофессионального цикла («Технические измерения», «Основы материаловедения», «Техническая графика»), которые были успешно пройдены студентами университета в рамках реализации основной образовательной программы.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Кроме того, выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать выполнение операционных действий, по сложности отвечающих требованиям разряда по профессии рабочего-станочника, предусмотренного ФГОС.

Практико-ориентированное обучение по программе прикладного бакалавриата способствует успешной адаптации студентов к предстоящей учебно-педагогической деятельности в образовательных организациях. Первый профессиональный опыт они получают во время прохождения педагогической и преддипломной практик в колледжах и техникумах.

За шесть лет сетевого взаимодействия около двухсот студентов университета прошли обучение в автомеханическом колледже по очно-заочной форме, освоили необходимые профессиональные компетенции и получили третий, а некоторые и четвертый разряд по рабочей профессии. Значительная часть выпускников успешно работает в учреждениях профессионального образования региона. Существенно возросла эффективность использования образовательного, воспитательного и кадрового потенциала образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия.

Выводы

  1. Введение ФГОС нового поколения создало условие для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в режиме сетевого взаимодействия, поскольку структура содержательной части программ организована по модульному принципу.
  2. Одним из важнейших результатов проделанной работы стало накопление опыта реализации механизмов сетевого взаимодействия, консолидация участников образовательного процесса и создание системы связей между ними, что позволяет эффективно решать учебно-методические и организационные задачи, стоящие перед университетом.
  3. Возросло качество трудового потенциала и квалификация инженерно-педагогических кадров, направляемых университетом в образовательные учреждения региона. Это обстоятельство благоприятно сказывается как на развитии регионального рынка труда, так и на расширении спектра образовательных услуг и повышения конкурентоспособности университета.

Рецензенты:

Шевчук В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль;

Серебренников Л.Н., д.п.н., профессор кафедры экономики, технологии и управления ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль.

Библиографическая ссылка

Моднов С.И., Маланов А.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ «СПО – ВУЗ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17658 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В состав сетевой инфраструктуры системы профессионального образования входят также региональные учебно-методические объединения и комиссии, советы директоров образовательных организаций НПО/СПО, объединения бухгалтеров учебных заведений и другие профессиональные ассоциации, а также другие формальные и неформальные объединения. Важной миссией таких консолидированных структур выступает представительство от имени соответствующих субъектов образовательной деятельности во внешней среде образовательной сети, лоббирование их интересов во властных структурах, бизнес-кругах, региональном сообществе, другие сетевые по своему смыслу задачи и функции. Иногда они создаются в форме юридического лица (как правило, некоммерческой организации), что позволяет более успешно развивать государственно-частное партнерство.

Следует отметить, что советы директоров и объединения учреждений НПО/СПО в ассоциативном формате представляют интересы сети учебных заведений, а, следовательно – могут эффективно взаимодействовать не только с отдельными предприятиями региональной экономики, но и с ассоциированными работодателями. Одним из примеров такого инфраструктурного взаимодействия может служить деятельность Ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств и учреждений НПО Тверской области .

3.3. Институциональные форматы сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Организация сетевого взаимодействия также возможна в форме учреждения нового юридического лица в той или иной организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством. Образовательные учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, в силу п. 2 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией; его члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, а сама ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренными ее учредительными документами .

По мнению специалистов, институционально оформленная сеть организаций как субъект права, более прогнозируема и управляема, организационно более стабильна и институционально устойчива. Она предлагает потребителю образовательных услуг все объединенные ресурсы сети под унифицированные формы ответственности и обязательства всех участников сетевого взаимодействия.

Указанные формы нормативно-правового оформления можно рассматривать и как последовательные этапы развития сетевого взаимодействия. На стадии становления и развития (этап легализации) сетевых форматов используется договорная форма и, прежде всего, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). На следующем этапе апробированных и устоявшихся сетевых взаимодействий (этап институционализации) образуется новое юридическое лицо, объединение (в том числе в форме союзов, ассоциаций) юридических лиц.

Ассоциации (союзы) могут создаваться по отраслевому, межотраслевому, территориальному признакам и другим основаниям. Как свидетельствует отечественный опыт, отраслевые объединения учебных заведений и отраслевых ассоциаций работодателей являются наиболее распространенным форматом региональной интеграции. Чаще всего создание таких образовательных консорциумов происходит в приоритетных для развития экономики сегментах регионального рынка труда.

В то же время, следует иметь в виду определенные ограничения форматов ассоциации или союза. Прежде всего, при таком институциональном решении требуется создание постоянных органов управления и отчуждения имущества участников. Имущественные взносы , переданные ассоциации, становятся ее собственностью, направляются на уставные цели и не возвращаются учредителям после прекращения деятельности ассоциации. Правоспособность ассоциации ограничена координацией деятельности объединенных в нее организаций, представлением и защитой их общих интересов. Это сужает круг возможных направлений сетевого взаимодействия.

Так, ассоциациям фактически запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доход. Для осуществления такой деятельности ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество, например, акционерное общество , товарищество, или должна создать (стать участником) отдельное юридическое лицо в форме хозяйственного общества, товарищества (коммерческие организации).

Выбор варианта нормативного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций определяется главным образом его субъектами (или инициаторами). Вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных договоров, а также внутренних локальных нормативных актов, предусмотренных уставами образовательных организаций и регламентирующих отдельные аспекты взаимодействия.

4. Организационно-финансовые механизмы развития сетевых форматов взаимодействия образовательных организаций.

4.1. Финансирование сетевых образовательных программ на основе государственного задания в рамках субсидирования бюджетных и автономных учреждений.

После вступления в силу федерального закона (с 1 января 2011 г. с установлением переходного периода до 1 июля 2012 г.) в России осуществляют деятельность три типа государственных (муниципальных) учреждений - бюджетные, автономные и казенные. Финансирование основных видов деятельности бюджетных и автономных учреждений происходит путем предоставления субсидии из бюджета учредителя на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), определенных в государственном (муниципальном) задании.

Таким образом, схема бюджетного финансирования для «новых бюджетных» и автономных учреждений включает в себя субсидирование учебных заведений в формате государственных заданий учредителя, которые рассчитываются с учетом «подушевых» (в расчете на одного обучающегося) нормативов.

В состав описания государственного задания могут и должны вноситься не только количественные данные о заказываемой за счет бюджета подготовке в разрезе профессий и специальностей, но и их качественные параметры (характеристики). Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг и работ представляют собой естественную основу для разработки нормативов затрат, позволяя увязать объем и результаты бюджетных расходов.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 02.09.10 № 000 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», главные распорядителя средств бюджета в отношении казенных учреждений, органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, вправе устанавливать показатели, характеризующие качество государственной услуги (показатели качества). Требования к показателям качества описаны в п. 12 указанного Постановления. Задание для подведомственных бюджетных и / или автономных учреждений формируется на очередной финансовый год и плановый период с последующим ежегодным его уточнением.

Минфином РФ разработаны Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.10 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В них зафиксировано, что «… показатели, характеризующие качество государственной услуги в сфере профессионального образования разного уровня, предлагается формировать учредителю индивидуально» (с.61 Комплексных рекомендаций). В соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) самостоятельно устанавливают порядок финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных учреждений). При установлении порядка целесообразно руководствоваться положениями Федерального закона, установленными для каждого типа государственного (муниципального) учреждения (с.65 Комплексных рекомендаций).

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены совместным Приказом Минфина РФ N 149н и Минэкономразвития РФ N 625 от 07.11.11.

На основании данных положений формируется региональное законодательство.

4.2. Иные организационно-финансовые механизмы финансирования сетевого взаимодействия, используемые в региональной практике.

Возможны и другие механизмы финансирования решения целевых задач развития системы образования. Например, в отечественной практике широко используются программно-целевые механизмы планирования и финансирования, которые оформляются в виде государственных (региональных), муниципальных и ведомственных целевых программ, а также отдельных проектов. Утверждение ведомственных программ и определение объемов их финансирования относится к компетенции субъектов бюджетного планирования. Такие же механизмы могут быть применены региональным органом управления образованием и для развития сетевого взаимодействия учебных заведений.

Практика реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в России показала, что в рамках программно-целевого финансирования может быть успешно реализован принцип финансирования «деньги в обмен на обязательства» (когда финансирование обуславливается решением целевых задач).

В ряде регионов существуют конкурсы культурно-образовательных инициатив, которые определяют и ресурсно обеспечивают инновационные проекты , формируя сообщество региональных экспериментальных площадок. Эти механизмы также могут быть использованы для финансирования сетевого взаимодействия.

Договорные отношения между образовательными организациями, поддерживаемые специальными региональными нормативными актами и процедурами – наиболее широко распространенный механизм финансирования сетевого взаимодействия. Например, в Калининградской области дистанционные элективные курсы, успешно прошедшие региональную экспертизу, являются обязательными для зачета во всех образовательных учреждениях области и реализуются на основании договоров между образовательными учреждениями. Данный механизм закреплен в региональном Положении о профильном обучении в Калининградской области.

5. Технология организации сетевого взаимодействия в области подготовки рабочих и специалистов технической направленности.

Стратегической целью организации сетевого взаимодействия в сегменте технического профиля региональной сети образовательных организаций НПО/СПО выступает достижение качества профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда, без дополнительных инвестиций за счет повышения эффективности использования имеющихся образовательных ресурсов.

Целесообразная последовательность действий регионального органа управления образованием включает в себя ряд относительно самостоятельных этапов, начиная с создания временной рабочей группы по стратегическому проектированию сетевого взаимодействия и установления регламента ее деятельности и заканчивая публичным обсуждением сформированных среднесрочных программ и отдельных проектов реструктуризации сетей образовательных организаций.

5.1. Оценка сетевого потенциала региональной системы подготовки кадров технического профиля и уровня эффективности его использования.

Логически первым в организации сетевого взаимодействия единиц сети является информационно-аналитический этап, в рамках которого оцениваются сетевой потенциал подсистемы подготовки кадров технического профиля и актуальный уровень эффективности его использования. Профессии НПО и специальности СПО технической направленности, как было показано в разделе 1.2 настоящих Рекомендаций, присутствуют в различных отраслевых группах: металлургии, машиностроения и металлообработки , транспорта, сельскохозяйственной отрасли и т. д. (см. Приложение 1).

5.1.1. Ресурсный анализ сети и инфраструктуры образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

Анализ ресурсной обеспеченности образовательных организаций НПО/СПО региона, подготавливающих кадры технической направленности, реализуется с целью выявления «точек» концентрации уникальных ресурсов различных типов, которые могут быть использованы другими учебными заведениями региона.