Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны. Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: основные положения и проблемы применения Размер отчислений в Пенсионный фонд

Согласно ст. 58.3 п.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2009 № 212-ФЗ Для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный 4 8,0 процента Вредный 3.4 7,0 процента 3.3 6,0 процента 3.2 4,0 процента 3.1 2,0 процента Допустимый 2 0,0 процента Оптимальный 1 0,0 процента. Мы специальной оценки условий труда не проводили, но в 2010году мы проводили аттестацию рабочих мест и аттестационной комиссией рабочие места аттестованы по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.1 и 3.2. Можем ли мы при начислении страховых взносов применять положения п.2.1 или должны применять положения п.1 и п.2 ст.58.3

К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:

  • организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1 , утвержденному ). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
  • организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2 , утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест .

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами и статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов , установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

При этом к результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • аттестация рабочих мест проводилась (результаты аттестации оформлены) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н ;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Возможность применения результатов аттестации рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов обусловлена тем, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1-3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.*

Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 . Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727 .

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат , которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы тоже следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878 , от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309 .

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

  • Организация применяет УСН и пониженные тарифы для расчета страховых взносов согласно пп. «я.7» п. 8 части 1 ст. 58 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Более 90% выручки организации поступает от деятельности по коду ОКВЭД 72.40. Какие конкретно ставки надо применять организации для расчета страховых взносов в 2014 году?

Организация применяет УСН и пониженные тарифы для расчета страховых взносов согласно пп. «я.7» п. 8 части 1 ст. 58 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Более 90% выручки организации поступает от деятельности по коду ОКВЭД 72.40. Какие конкретно ставки надо применять организации для расчета страховых взносов в 2014 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В 2014 году тарифы страховых взносов для предприятия установлены в следующих размерах (при условии соблюдения в 2014 году требования о доле доходов, предусмотренного ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0%.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ.

При этом ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусматривает пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.

Так, в силу пп. «я.7» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

В ОКВЭД класс «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код ОКВЭД 72) включает в себя и деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код 72.40).

В соответствии с ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч.ч. 3.2 и (или) 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.

Частью 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в действующей в настоящее время редакции предусмотрено, что в течение 2012-2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных, в частности, в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, применяются тарифы страховых взносов в размерах, определенных, соответственно, на 2012 и 2013 годы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 333-ФЗ), в частности, в ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ вносятся следующие изменения:

— слова «В течение 2012-2013 годов» заменить словами «В течение 2012 — 2018 годов»;

— в таблице слова «2013 год» заменить словами «2013 — 2018 годы».

Таким образом, для плательщиков страховых взносов, указанных п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (к которым относится предприятие в рассматриваемой ситуации), в 2014 году тарифы страховых взносов (при условии соблюдения в 2014 году требования о доле доходов, предусмотренного ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) установлены в следующих размерах:

— Пенсионный фонд Российской Федерации — 20,0%;

— Фонд социального страхования Российской Федерации — 0,0%;

В заключение отметим, что пп. «е» п. 5 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» внесены соответствующие изменения и в п. 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые также вступают в силу с 1 января 2014 года.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ст 58 4 Закона о страховых взносах (212 ФЗ) РФ

1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — участник свободной экономической зоны), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2. Для плательщиков страховых взносов, утративших статус участника свободной экономической зоны, тарифы страховых взносов, указанные в части 1 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором утрачен статус участника свободной экономической зоны.

3. Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов — участников свободной экономической зоны компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона тарифами, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Тарифы страховых взносов, указанные в части 1 настоящей статьи, применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны.

trudinspection.ru

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2013 г. N 17АП-9003/13 (ключевые темы: УСН — плательщики страховых взносов — тарифы страховых взносов — виды экономической деятельности — ОКВЭД)

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2013 г. N 17АП-9003/13

Дело N А50-23309/2012

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,

от заявителя Товарищества собственников жилья «Большевистская, 141» (ИНН 5902603550, ОГРН 1045900094547) — Захарченко П.И., доверенность от 10.04.2013, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми (ИНН 5902292777, ОГРН 1025900509250) — не явился, извещен надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121 , 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

по делу N А50-23309/2012,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению Товарищества собственников жилья «Большевистская, 141»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

Товарищество собственников жилья «Большевистская, 141» (далее ТСЖ «Большевистская, 141») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда в Ленинскому районе г. Перми от 04.06.2012 N 06900112РК0024067 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.06.2013 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что виды экономической деятельности юридического лица определяются им самим и подлежат уточнению в случае их изменения. Отсутствие фактически осуществляемых товариществом видов деятельности в уставе и выписке из ЕГРЮЛ не может являться основанием для их квалификации по иным, указанным в уставе и выписке из ЕГРЮЛ, видам деятельности.

ТСЖ «Большевистская, 141» в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, поскольку суд правомерно пришел к выводу о недоказанности управлением обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя дохода, позволяющего применять пониженные (льготные) тарифы страховых взносов.

Представитель ТСЖ в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направило, что в соответствии с п.3 ст. 156 , п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266 , 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 4 квартал 2011 г., представленного ТСЖ «Большевистская, 141», составлен акт N 06900130024444 от 02.05.2012 (л.д. 14-16) и вынесено решение от 04.06.2012 N 06900112РК0024067 (л.д. 10-13), которым ТСЖ «Большевистская, 141» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 34 662,60 руб. по п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 173 313 руб., пени в сумме 1837,96 руб.

Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ «Большевистская, 141», являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения фондом пониженных тарифов страховых взносов.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее — РСВ).

На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.

Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 — 5.3 настоящей статьи.

Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.

Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности — ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пп. я.2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее — ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы права, изложенные в пп. «я2″п.8 и п. 11 ч.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу, что после введения п. 11 ч.1 ст. 58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п.8 ч.1 ст. 58 не установлено для некоммерческих организаций.

Наоборот, с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.

Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395.

В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относятся, в том числе, «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1) и «Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).

На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ», в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.

Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) форма дополнена подразделом 4.4 «Расчет соответствия условий на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного ч. 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ», в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (код строки 435), из них: суммы доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов. Определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (с. 436/с.435)х100%) (код строки 437).

Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.

Из материалов дела следует, что в разделе 4 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за расчетный период 4 квартал 2011 года заявителем в подразделе 4.4 «Основания применения пониженного тарифа» (код строки 437) «доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ» доля доходов указана 100 %.

Судом первой инстанции верно указано, что в силу пп.1 п.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.

По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.

Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ «Большевистская, 141» применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного Фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным Фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.

В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относится, в том числе и вид деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид «Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда».

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что деятельность товарищества по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует, указание заявителем ОКВЭД 70.32.1 является обоснованным и соответствует пп. я п.8 ч.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.

Таким образом, решение суда первой инстанции основано на верном толковании норм материального права и не подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176 , 258 , 268 , 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Пермского края от 10.06.2013 по делу N А50-23309/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Пониженные тарифы по ст. 58 212-ФЗ

Компания на УСН на ряду с прочими видами деятельности осуществляет виды деятельности, по которым в соответствии с ст.58 Федерального закона 212-ФЗ можно использовать право на уплату страховых взносов в пенсионный фонд по пониженным тарифам:

б) Производство строительных материалов.

При чем не по одному из указанных видов в отдельности доля доходов не составляет 70% от общей суммы доход. Но доходы от двух видов деятельности суммарно превышают 70% от общей суммы доходов.

Имеем ли мы право воспользоваться льготой и уплачивать взносы в пенсионный фонд по пониженным тарифам?

Ответы юристов (3)

Вы можете применять пониженные тарифы только если указанные виды деятельности являются основными, если же нет, то тогда Вы не имеете право на подобныен льготы

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и 3.4 указанной статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты внебюджетных фондов в установленном порядке

Есть вопрос к юристу?

Ришат, добрый день!

хотелось бы также дополнить, что в соответствии с ч. 1.4. ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов признается основным видом экономической деятельности

при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Таким образом, суммарное превышение доходов от двух видов деятельности 70% от общей суммы доходов не влечет за собой право на применение пониженных тарифов, установленных ст. 58 Федерального закона.

Ришат, к сожалению не можете.

Необходимыми условиями для применения плательщиками
страховых взносов пониженного тарифа, установленного частью 3.2 статьи 58
Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное
пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №
212-ФЗ), являются:

Применение упрощенной системы налогообложения;

Соответствие вида экономической деятельности, заявленного организацией как
основной, виду экономической деятельности, указанному в перечне пункта 8 части
1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Организации
и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, основной вид деятельности которых соответствует видам
деятельности, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, имеют
право применять пониженные тарифы страховых взносов при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному
виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, при
этом основным может быть только один вид экономической деятельности. Для
определения права на применение пониженных тарифов страховых взносов
суммирование видов деятельности не производится (!) То есть два основных вида деятельности - не может быть, основной - только один.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 58.3. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года

1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

2. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

3. При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются.

4. Плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

5. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящей статьей, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой плательщиками страховых взносов, уплачивающими дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе в электронном виде, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Скачать Федеральный закон О страховых взносах N 212-ФЗ (2018) Актуально в 2018 году

www.zakonprost.ru

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О […]
  • ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 01 октября 2014 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных […]
  • Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"О […]

14.07.2016 10:49:00

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены с 1 января 2013 г. для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда и имеющих право на досрочную пенсию. Эти лица указаны в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

При каких обстоятельствах и в каких размерах работодатель обязан начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам?


В частности, для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, перечисленных в п. 1 указанной нормы (то есть на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в следующих размерах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 г. и последующие годы - 9%.

Для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 этой же нормы (занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, в полевых, геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах и др.), применяются дополнительные тарифы в следующих размерах: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 г. и последующие годы - 6%.

При этом с 1 января 2014 г. в случае, если у работодателя проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ (аттестации рабочих мест), в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяют дополнительные тарифы в следующих размерах:

Класс условий
труда
Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового
взноса, %

Опасный
4 8,0
Вредный
3.4
7,0

3.3
6,0

3.2
4,0

3.1
2,0

Допустимый
2 0,0

Оптимальный
1 0,0

Условия применения дополнительных тарифов
страховых взносов в ПФР

Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Таким образом, основным условием применения плательщиками страховых взносов дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР является занятость застрахованного лица на вышеуказанных видах работ.

В связи с этим применение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР не зависит от вида договора, по которому работает у данного плательщика застрахованное лицо, занятое на вышеупомянутых видах работ. Поэтому если физическое лицо занято на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу данного работника независимо от того, заключен ли с таким работником трудовой договор или договор подряда.

Кроме того, если работник продолжает работать на вышеупомянутых видах работ после того, как выработал льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и пенсия ему назначена, то с выплат в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР также начисляются в общеустановленном порядке, поскольку ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривает никаких других условий для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР, кроме занятости работника на этих видах работ.

Что касается исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР с выплат в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года (например, лиц, работающих в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), учитывая, что занятость этих лиц на указанных видах работ с целью применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не зависит от дней, отработанных в полях и т.п., то, соответственно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

Уплата страховых взносов в зависимости от полной или частичной занятости работника на работах с особыми условиями труда


Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды). При этом работник может быть занят на вышеупомянутых видах работ как полностью, так и частично. <Под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца часть времени занят на работах, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а часть месяца не занят на данных видах работ>.

Вместе с тем, если работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, находится в служебной командировке, на межвахтовом отдыхе, в очередном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и т.д., то такой работник для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР считается полностью занятым на работах с особыми условиями труда.

При этом в случае полной занятости работника в течение месяца на вышеупомянутых работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае оформленной надлежащим образом частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на иных работах (не поименованных в указанных пунктах) исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример. В месяце 22 рабочих дня, из них на основании приказа руководителя работник 10 дней отработал на работах, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и 12 дней - в нормальных условиях.

Общая сумма начисленных в этом месяце выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, равна 22 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 руб. (22 000 руб. / 22 дн.).

Величина страховых взносов по дополнительным тарифам - 600 руб. (1000 руб. x 10 дн. x 6%).

Исчисление страховых взносов при наличии актуальных результатов
аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ плательщик может применять дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере от 8% до 0%.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.

К сведению. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный или опасный класс условий труда, в отношении такого рабочего места следует применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае если в документах по результатам проведенной аттестации рабочему месту был присвоен 3-й класс (вредные условия труда) без подразделения на степени вредности (3.1, 3.2, 3.3., 3.4), при отсутствии возможности у плательщика страховых взносов подтвердить степень вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении выплат работнику, занятому на данном рабочем месте, должен применяться дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, то есть 7%.

Что касается СОУТ, то датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты СОУТ используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Следует обратить внимание, что дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. В связи с этим если работник не занят на вышеуказанных видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ.

Видеоприем страхователей г. Таганрога

31 января 2013 г. заместитель управляющего ОПФР по Ростовской области Л.В. Кухта провела видеоприем страхователей г. Таганрога Ростовской области.

В ходе видеоприема были рассмотрены следующие вопросы:

1.Попадают ли летчики-испытатели под обложение дополнительными страховыми взносами? Если да, то как производится начисление заработной платы для обложения страховыми взносами?

Ответ: Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.3. Закона №212-ФЗ, с 01.01.2013г начисляются плательщиками страховых взносов только на выплаты и вознаграждения в пользу работников, занятых на видах работ с тяжелыми, вредными условиями труда (в соответствии со Списком 1 и Списком 2) и имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Профессия летчик-испытатель не поименована в вышеназванных Списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Таким образом, дополнительный тариф страхового взноса на выплаты летчикам-испытателям не начисляется.

Ответ: В соответствии с нормами статьи 58.3 Закона №212-ФЗ с 01.01.2013 года для плательщиков страховых взносов установлена обязанность начислять дополнительные тарифы страховых взносов на выплаты и вознаграждения:

- работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по Списку 1), мужчинам в возрасте 50 лет, женщинам в возрасте 45 лет при условии, что они проработали соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет на данных работах при наличие определенного страхового стажа – в 2013 г. в размере 4% , в 2014 г. – 6% , в 2015 и последующих годах – 9%;

- работникам, занятым на видах работ с тяжелыми условиями труда (по Списку 2), с учетом достижения определенного возраста и при наличии соответствующего страхового стажа для назначения льготной трудовой пенсии – в 2013 г. – 2% , в 2014 г . – 4% , в 2015 и последующих годах 6% .

В случае, когда работники в течение месяца заняты на работах одновременно по двум спискам (например: чередуя работу под землей согласно Списку 1 и работу на поверхности согласно Списку 2), рекомендуем плательщикам вести раздельный учет выплат и начислений по каждому списку отдельно.

3.Отчетность по льготным работникам – списки необходимо представлять по каждому работнику или общей суммой по предприятию?

Ответ: На сайте Министерства труда и соцзащиты размещен проект приказа «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР), и Порядка ее заполнения». В проекте приказа установлено, что настоящий приказ применяется, начиная с представления работодателями расчетов по форме РСВ-1 за 1 квартал 2013 года.

Данной формой в разделе 2 предусмотрены подразделы «2.2. Расчет страховых взносов по доп. тарифу для плательщиков, указанных в ч.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ» начисляющих доп.тариф работникам, занятым на работах по Списку 1 и «2.3. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.2 ст.58.3. Закона №212-ФЗ» начисляющих доп.тариф работникам, занятым на работах по Списку 2. Согласно прилагаемому «Порядку заполнения РСВ-1», соответствующие строки данных подразделов заполняются нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода общими суммами по всем соответствующим льготным категориям работников.

4.Были ли изменения по начислению страховых взносов по иностранным работникам?

Ответ: Порядок начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным гражданам и лицам без гражданства на 2013 год не изменился. Скорректирован порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, застрахованными лицами в сфере обязательного пенсионного страхования. Так, с 01.01.2013г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными в системе ОПС, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года .

Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц страховые взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица.

5.П. 4 ч. 2 ст. 58.3 – кто и в каких случаях освобождается от уплаты дополнительных страховых взносов в соответствии с этим пунктом?

Ответ: Согласно части 4 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, по результатам специальной оценки условий труда. В настоящее время порядок проведения специальной оценки условий труда законодательно не установлен.

6.При обложении страховыми взносами по дополнительному тарифу следует ли учитывать размер предельной величины базы (568 000 рублей)?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным настоящей статьей, положения частей 4 и 5 статьи 8 настоящего закона не применяются, (т.е. при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2013 год в размере 568 000 руб., не учитывается).

7.Будут ли меняться формы отчетности (РСВ-1 и персучета)?

Ответ. Проект приказа «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР), и Порядка ее заполнения», как уже говорилось ранее, размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

В данной форме в раздел 2 добавлены подразделы «2.2. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ» и «2.3. Расчет страховых взносов по доп.тарифу для плательщиков, указанных в ч.2 ст.58.3. Закона №212-ФЗ».

Дополнительные тарифы носят солидарный характер , поэтому суммы страховых взносов , начисленные и уплаченные по указанным тарифам, персонифицироваться на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц не будут.

Вместе с тем, от факта начисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу зависит право работника на включение соответствующих периодов в специальный трудовой стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию.

В связи с этим, с 2013 года предусмотрено введение индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-4. В указанной форме предусмотрен раздел «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений ЗЛ, занятого на соответствующих видах работ , на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу », заполнение которой будет подтверждать право конкретного ЗЛ на специальный стаж за соответствующий отчетный период. Причем, сведения о суммах указанных выплат будут указываться помесячно за каждый отчетный период.

Кроме того, в новой форме также предусмотрен раздел, содержащий данные о сумме выплат и вознаграждений, начисленных работнику за отчетный период с помесячной разбивкой (по аналогии с формой СЗВ-6-3).

Следует сказать о подтверждении с 1 января 2013 года периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 2013 года коды особых условий труда в индивидуальных сведениях (в т.ч. в пенсионных формах СПВ-1) указываются только в случае начисления (уплаты) страховых взносов по дополнительному тарифу . В случае отсутствия начисления (уплаты) страховых взносов по дополнительному тарифу коды особых условий труда и (или) основания для досрочного назначения трудовой пенсии не указываются.

8.Будут ли облагаться дополнительными страховыми взносами работающие пенсионеры?

Ответ: Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 настоящего закона возраста.

Статья 58.3 Закона №212-ФЗ устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты и вознаграждения физическим лицам, перечисленным в подпунктах 1-18 статьи 27 Закона №173-ФЗ, дополнительно начислять страховые взносы по соответствующим тарифам. При этом начисление дополнительных тарифов страховых взносов осуществляется в отношении работников независимо от того, получено ими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на момент начисления дополнительных тарифов, или нет.

Сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, подлежит уплате на соответствующий КБК на страховую часть трудовой пенсии и зачисляется на солидарную часть тарифа.

9.Начислять ли дополнительные страховые взносы на заработную плату работнику во время работы в особых условиях труда в следующих случаях: а) работник находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, но выплачивается разовая премия к 8 Марта, к дню Машиностроителя и т. д.; б) нахождение в простое (с частичной выплатой зарплаты); в) привлечение к легкому труду (часть раб. времени - особые условия труда, часть - на общих или «легких» основаниях); г) период временной нетрудоспособности (выплата в этом периоде премии к профессиональному празднику ).

Ответ: По мнению Отделения ПФР по РО:

а) Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости ) (ст.256 Трудового кодекса РФ). Таким образом, обложение страховыми взносами выплат работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, осуществляется на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

б) Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Таким образом, обложение страховыми взносами выплат работнику в период простоя (выплата средней зарплаты) осуществляется на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

в) Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. Таким образом, в случае если работник часть рабочей недели занят не «льготной» работой, выплаты за такую работу подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях и не подлежит обложению взносами по доп. тарифу.

г) Согласно правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды получения пособия по временной нетрудоспособности включаются в стаж. Таким образом, выплаты, осуществляемые плательщиками в периоды временной нетрудоспособности работника, подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам.

Порядок освобождения плательщиков от уплаты страховых взносов по доп.тарифам, предусмотренного ч.4 ст.58.3 Закона №212-ФЗ, в настоящее время законодательно не установлен. На данный момент Пенсионный фонд РФ и Министерство труда и соц.защиты официальных разъяснений по данному вопросу не давало.

При поступлении соответствующих разъяснений от ПФ РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ порядок освобождения вышеназванных плательщиков от уплаты дополнительных тарифов страховых взносов будет доведен до сведения плательщиков.

10.Порядок предоставления льготы ИП по фиксированному платежу (какие документы и в какие сроки необходимо их представить в ПФР)

Ответ: В настоящее время порядок документального подтверждения индивидуальными предпринимателями периодов неосуществления ими предпринимательской деятельности законодательно не установлен. Отделением ПФР по РО сделан запрос в ДОАСВ ПФР по данному вопросу. В связи с тем, что срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере для плательщиков, указанных в п.2 ч.1 ст.5, установлен ст.16 Закона №212-ФЗ - не позднее 31 декабря текущего календарного года , рекомендуем, предварительно оценив, насколько достоверно Вы сможете подтвердить отсутствие соответствующей деятельности в вышеназванных периодах, до получения разъяснений Департамента страховые взносы не уплачивать. При получении разъяснений Департамента информация будет доведена до сведения плательщиков.