Скандал вокруг серебренникова проявил неформальные правила политической игры в россии. Кирилл Серебренников скандал: новые подробности, за что задержали Скандал с серебренниковым

В Большом театре скандал: отменена мировая премьера балета «Нуреев». 11 июля в главном театре страны должны были впервые показать балет в постановке и - теперь в эти дни в афише значится старинный «Дон Кихот». Обладатели билетов на «Нуреева» могут посмотреть, как Санчо Панса летает на батуте, или просто получить свои деньги назад. Администрация театра, артисты и околотеатральный народ по-разному оценивают происходящее.

Как все выглядит со стороны

С начала репетиций «Нуреева» из Большого доносились захватывающие слухи: о, там на сцене будут голые парни. Уууу, танцовщики спляшут в юбках и на каблуках. Балетоманы нервно ожидали вмешательства и прямого запрета «гей-пропаганды» - и когда на сайте театра вдруг пропала афиша «Нуреева» и возник благонамеренный «Дон Кихот», выводы были сделаны сразу. Неважно, что «голых парней» в спектакле не предполагалось (телесное трико - наше все) и что хореограф-постановщик спектакля вообще-то Юрий Посохов - один из самых строгих классиков на планете. Кто видел его целомудренную «Золушку» в Большом, еще раньше - сюрреалистическую «Магриттоманию» и совсем недавно - сделанного вместе с Серебренниковым «Героя нашего времени», тот поймет: за какую бы тему Посохов ни брался, спектакль будет «разговаривать» высоким классическим языком, а не языком кабаретным. Парни в юбках? Окей, парни в юбках встречались в жизни (его роль должен был исполнить премьер Большого ), и они появились в балете о нем - но именно в одной из сцен балета, а не в какой-нибудь «голубой малине».

Понятно, что в разговорах звучит еще одно объяснение - не только «гей-тема», но фигура режиссера-постановщика: у Кирилла Серебренникова, как известно, был обыск, арестован бывший директор его «Седьмой студии» (следствие утверждает, что спектакль «Сон в летнюю ночь», который посмотрели уже тысячи москвичей, в реальности не был выпущен, а деньги растрачены). Мол, это атака непосредственно на Серебренникова, ухитрившегося поссориться с кем-то очень властным. Спектакль исчез из афиши 8 июля, администрация театра пообещала дать объяснения лишь на брифинге 10 июля, и двое суток народ все это обсуждал, клокотал, негодовал и волновался. В социальных сетях публиковали фрагменты видео с репетиций, снятые артистами, и по ним можно было сказать, что спектакль очень интересен; рядом артисты в рыданиях прощались с невышедшим спектаклем. Ветераны вспоминали предыдущие отмены балетов - их было немного, и все они вошли в историю: в 1931 году - «Болт» в Ленинграде, где приглашенные на генеральную репетицию заводские рабочие не одобрили хореографию (тогда тоже премьерные спектакли заменили на «Дон Кихоты»), в 1969-м - первая версия «Лебединого озера» Юрия Григоровича (ровно с этого момента, принято считать, Григорович «сломался», и дарование его пошло на спад). Утром 10 июля генеральный директор театра дал официальные разъяснения.

Версия гендиректора

Премьера не отменена - она перенесена на следующий сезон. Причина: труппа не успела качественно выучить текст. Сезон был забит гастролями и юбилеями, время для репетиций нового спектакля выкраивалось, и этого оказалось недостаточно. Директор посмотрел, решил, что спектакль катастрофически не готов и, по его словам, спросил хореографа Юрия Посохова, сколько времени потребуется, чтобы все привести в порядок. Посохов вроде бы ответил: «Месяц». (Вроде бы - потому что на пресс-конференции ни хореографа, ни режиссера не было: с журналистами общался только гендиректор, рядом молча стоял руководитель балетной труппы ). Месяца у Большого не было: после выпуска премьеры театр должен улетать на гастроли в Америку, отодвинуть эту премьеру нельзя. Некуда ее пристроить и в начале следующего сезона: там опять гастроли, выпуск других запланированных спектаклей, потом в тот период, когда есть более-менее время для репетиций у Большого, занят Посохов (он вообще-то давно живет и работает в Сан-Франциско). В общем, в реальности выпустить спектакль театр теперь может лишь 4 мая (заняв репетициями апрель). Это и пообещал Владимир Урин: спектакль выйдет, выйдет без изменений в сценографии, в режиссуре уже все сделано, поэтому, хотя Кирилл Серебренников в это время будет занят в Европе, он пришлет своего ассистента, и этого будет достаточно. В доработке нуждается только хореография и - труппа просто должна доучить текст и качественно его исполнять. Нет, никаких указаний от министра культуры не было. позвонил только тогда, когда театр уже снял «Нуреева» с афиши, и поинтересовался, в чем дело. Да, театр несет репутационные потери, но никаких финансовых - спектакль же не отменен, он просто перенесен.

Верить - не верить

За то, чтобы верить словам директора, - его прежняя репутация: Владимир Урин, до того как стать руководителем Большого, много лет возглавлял московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и он всегда поддерживал «своих» творцов (даже когда они совсем исписывались, как хореограф ). И когда недавно грянул обыск у Серебренникова, Урин выступил в защиту режиссера. В Музыкальном театре выходил балет гамбургского гения «Русалочка», где сказочник Андерсен страдал по прекрасному принцу и сочинял известную сказку именно из-за неразделенной любви, там же звучала соответствующая тема в поставленной опере «Сон в летнюю ночь». То есть добродетельный муж и отец Владимир Урин вовсе не считал, что гей-историям не место на сцене театра, рассуждая здраво, что дело в таланте, а не в ориентации. Но все-таки одно дело служба в муниципальном театре, другое - в Большом, на который падают громы и молнии с самых властных вершин. Вот сообщил, что, по его сведениям, гневный звонок Мединского с требованием закрыть спектакль «с пропагандой» все-таки был; потом агентство убрало эту новость с ленты, Министерство культуры известило, что цензурой не занимается, но все тут же вспомнили историю с новосибирским «Тангейзером», когда не подчинившийся требованию Минкульта директор был моментально снят с должности. Так что можно предположить, что дело все-таки не в «неготовности» балетных (которые в своих «вконтактах», «фейсбуках» и «инстаграмах» утверждают, что вполне были готовы, да и сам директор на пресс-конференции признал, что последний прогон, сделанный уже после объявления об отмене спектакля, труппа «на обиде» прошла хорошо), а в том, что в следующем году спектакль постараются скорректировать.

Например, в той части, где главный герой балета позирует фотографу - и в виде проекции показывают снимки знаменитого американского фотографа . Среди них - фронтальное фото совершенно обнаженного Нуреева. Аведон - бог фотографии, у Нуреева все было в порядке с телом, и фотография ассоциируется со снимками греческих скульптур, а не с какой-нибудь порнухой. Спектакль изначально получил маркировку «18+», так что никакой ребенок не увидел бы ничего шокирующего. (Взрослые же отметили бы, что танцовщик был щедро одарен природой). Но, видимо, именно это фото попадет «под сокращение» - если верить не словам директора, а его языку жестов: в момент, когда он отвечал на вопрос, останутся ли фотографии в спектакле, Урин сказал «да» - и очертил рукой портретную рамку на уровне пояса. Что ж, если цензура ограничится только этим и публика не увидит снимка Нуреева без штанов - большой трагедии не будет.

Вот только аппетит приходит во время еды - и те, кто надавил на директора (если таковые, разумеется, были) могут не удовлетвориться исчезновением только этого снимка. Потому что история знаменитого беглеца рассказывается в балете без купюр. Нуреев сбежал в поисках свободы - одновременно творческой (репертуар даже Кировского театра был узок для него, в эмиграции он жадно пробовал самую разную хореографию, недоступную в СССР) и сексуальной. Кирилл Серебренников и Юрий Посохов и не думали превращать историю Нуреева в повесть о только творческих метаниях и победах - в жизни беглеца секс и балет были связаны неразрывно. Роман с датским танцовщиком принес Нурееву (пылкому, летучему, но раньше часто пренебрегавшему чистотой танца) увлеченность датской школой, которая зациклена именно на безупречной чистоте движений. Разумеется, в балете есть Эрик Брун (как и английская прима , единственная женщина, на которой Нуреев, по его собственному признанию, мог бы жениться, и балерина, много сделавшая для того, чтобы Нуреева приняли в Европе). В целом - жизнь великого артиста, в которой соединялась каторга ежедневного труда и фейерверк еженощных развлечений, постановщики превратили в спектакль, так же способный шокировать и восхищать. Если в будущем сезоне театр попробует сократить-изменить часть, связанную с бурной личной жизнью Нуреева (уговорив Посохова, по природе человека очень мягкого, или надавив как-то на Серебренникова), это будет таким же жалким жестом, как вырезание сексуальных сцен из фильмов (что практиковалось в Советском Союзе).

В общем - до выяснения вопроса, всегда ли гендиректор Большого говорит правду и будет ли «Нуреев» показан в Большом театре вообще и в неотцензурированном виде, остается девять месяцев. А пока самый печальный итог скандала - вовсе не совпадающие с героем спектакля в личных предпочтениях артисты, не доверяющие объяснениям, пишут в соцсетях: «Мы понимаем, почему уехал Нуреев». От понимания до решения повторить маршрут слишком недалеко. Не остаться бы Большому без лучших своих артистов - ведь именно лучшим проще всего найти работу в Европе.

В Штутгарте на оперу-сказку "Ганс и Гретель" Кирилла Серебренникова проданы все билеты. Но, похоже, после предъявленных знаменитому режиссеру обвинений в хищении 68 миллионов рублей, его ждут и в других местах. Например, в Басманном суде столицы, где 23 августа ему будет определена мера пресечения.

Судя по последним событиям, много дыма без огня не бывает. Дело "Седьмой студии" - на слуху уже несколько месяцев и не просто так. Кирилла Серебренникова задержали в Санкт-Петербурге, где он работал над фильмом "Лето", посвященным Виктору Цою. В Москву режиссера доставили под конвоем и, разумеется, не как свидетеля.

Как говорится в релизе на сайте СК, задержание было произведено "по подозрению в организации хищения не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта "Платформа". В ближайшее время ему намерены предъявить обвинение и выбрать меру пресечения.

Скандальные новости о громком деле о хищениях бюджетных средств в основанной Серебренниковым "Седьмой студии" стали поступать в мае этого года. Сперва прошли обыски в "Гоголь-центре" и в квартире режиссёра. Серебренников выступал исключительно как свидетель. По данным силовых структур с 2011 по 2014 год руководство некоммерческой организации "Седьмая студия" использовало полученные средства не по назначению. Но все, что происходило, для общественности было тайной за семью печатями. Доносились только возгласы негодования о мученической участи талантливого режиссера. Волна недовольства по факту ареста причастных к деятельности набирала силу.

В ходе следствия у Серебренникова была обнаружена квартира в Германии стоимостью 300 тысяч евро. Недвижимость куплена 9 мая 2012 года, в благодатный период финансирования "Седьмой студии" Минкультом. Установлены схемы вывода бюджетных средств по фиктивным договорам. Алкоголь, бумага, подарочные наборы обильно закупались по левым договорам. По факту никаких услуг не было получено. 160 фирм-пустышек участвовали в отмывании государственных денег. Имя Кирилла Серебренникова в этом спектакле звучало чаще и громче остальных. Однако, в тени славы режиссера ещё несколько имён меркли.

Юрий Итин, выпускник театроведческого факультета ГИТИСа, бывший заместитель ректора по хозяйственной части, бывший директор "Седьмой студии", директор тетра имени Волкова в Ярославле. Был задержан как подозреваемый в рамках расследования уголовного дела. Находится под домашним арестом. От дачи показаний отказывается, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.

Бывший бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева. На момент задержания работавшая главным бухгалтером театра студии у Никитских ворот. Дала показания, в которых заявила, что Серебренников, бывший генпродюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский и Итин с ее помощью "производили обналичивание денежных средств", выделенных на театральные постановки. Сумма общего ущерба составила до 68 миллионов рублей.

Более того, по данным "Спарка" - базы данных юрлиц и их учредителей, за последние пять лет в театре под руководством Кирилла Серебренникова ряд тендеров на сумму около 5 млн рублей выиграли юридические лица, учредителем которых является Кирилл Серебренников. Находясь на бюджетной службе, режиссер занимался коммерческой деятельностью, в том числе выигрывая тендеры у собственного театра через ИП Серебренников.

Мораль сей басни такова: искусство искусством, но меру знать надо.

15945

На прошлой неделе по обвинению в нецелевом расходовании финансовых средств был задержан и помещён под домашний арест режиссёр Кирилл Серебренников. Ареста деятеля культуры такого уровня в постсоветской России ещё не случалось. Лауреат премии Каннского кинофестиваля, Гран-при Римского кинофестиваля, номинант Гран-при Венецианского кинофестиваля – это лишь малая часть заслуженных наград художественного руководителя «Гоголь-центра» Серебренникова. Общественность не верит в виновность режиссёра, считая дело политически мотивированным. В чём же заключается подоплёка этого театрально-криминального скандала?

Алексей МАКАРКИН, первый вице-президент Центра политических технологий

– С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Это следствие событий 2014 года, когда присоединение Крыма и консервативная волна создали у наиболее антизападно настроенной части общества завышенные ожидания. Но новых территориальных приращений не последовало, проект «Новороссия» заглох. Не произошло и смены элиты, для которой включённость в глобальный мир является существенной ценностью. В связи с этим перенос премьеры «Нуреева» в Большом театре выглядит попыткой компенсации. Во-первых, в балете ярко выражена тема сексуальных меньшинств, во-вторых, его постановщиком является Кирилл Серебренников, критикующий политику российской власти. Кстати, сторонниками скорейшего выхода «Нуреева» на сцену стали некоторые из членов попечительского совета театра – в том числе Александр Жуков, Ольга Голодец, Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Андрей Костин, Алексей Мордашов...

Культурный выбор нельзя отделять от политического – сторонники модернистского «мейнстрима», как правило, заинтересованы в нормализации отношений с Западом, тогда как приверженцы традиционализма занимают антизападную позицию.

Дело против Серебренникова возбуждено по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до 10 лет лишения свободы. Ещё в конце мая в театре и в квартире Серебренникова прошли обыски. Вскоре по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере были арестованы генеральный директор созданной при театре «Седьмой студии» Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Первого отправили под домашний арест, вторую – в СИЗО. Ещё через месяц был арестован бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.

Правозащитники и либеральные политики бурно осудили арест Серебренникова. Творческая интеллигенция более резка в своих определениях, говоря о покушении на свободу творчества и о расправе с инакомыслящим, свободомыслящим мастером. Известный режиссёр Павел Бардин назвал происходящее «очередной победой насилия над культурой». Другой маститый режиссёр – Павел Лунгин – отметил: «Нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает и ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это какая-то мстительная жестокость».

В то же время другая часть внесистемной оппозиции не поддерживает волну возмущения, отворачиваясь от Серебренникова. Ему ставится в вину, например, то, что он отказался подписать письмо в защиту осуждённого на 20 лет лишения свободы режиссёра Олега Сенцова, которого обвинили в подготовке терактов в Крыму. То письмо, которое подписали многие знаменитые режиссёры и актёры – Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси, Аки Каурисмяки, Джонни Депп и другие. Да и вообще Серебренникову, мол, было позволено больше, чем другим, именно за то, что он не был оппозиционером, а сотрудничал с властью. Так что же стало причиной репрессий по отношению к знаменитому режиссёру?

По теме

Версия 1

Никакой подоплёки нет, это чисто криминальная история

По версии следствия, руководство «Гоголь-центра» производило «обналичивание денежных средств», выделенных на театральный проект «Платформа». Сумма ущерба по уголовному делу составила 68 млн рублей. Подробные показания по этому поводу дала бухгалтер Масляева, сразу же согласившаяся дать следствию нужные показания. Масляева заявила, что по распоряжению руководства «вносила ложные данные в финансовые отчётности». По мнению правоохранительных органов, договоры «Седьмой студии» на закупку бумаги, подарочных наборов, алкоголя были липовыми, а в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-«помоек». Тендеры же, дескать, на подрядные работы для театра общей суммой почти в 5 млн рублей выигрывали компании, учредителем которых являлся сам Серебренников.

В то же время даже сами следователи признают, что все эти деньги не были присвоены режиссёром для личных нужд. Ему вменяют лишь нецелевое расходование средств. Дело в том, что деньги из Министерства культуры, выделяемые на тот или иной проект, остаются на счету в казначействе и могут быть потрачены только (!) по окончании работ. А нужны они, как правило, ещё до этого – в процессе подготовки. Вот и приходится получать их обходным путём, создавая фирмы-однодневки для обналичивания их фиктивными актами работ. Знающие люди подтвердят, что многие театры, да и вообще бизнес-структуры, вынуждены поступать именно так. Но закон, как говорится, есть закон.

Версия 2

Серебренников поплатился за политическую и творческую смелость

Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин считает: «Доказательства неубедительны, дело выглядит абсолютно сфабрикованным. Речь идёт, конечно, о репрессивных мерах, о запугивании. Не случайно арестован – и таким жестоким образом – именно тот человек, который был крайне независим, который отказывался от самого распространённого в России вида цензуры – самоцензуры».

«Гоголь-центр» является одной из самых остросоциальных, острополитических театральных площадок в столице. Например, там несколько сезонов подряд шла пьеса «(М)ученик». Поставленный по ней Серебренниковым и с тем же набором актёров недавний фильм «Ученик» – антиклерикальный и антитоталитарный, обличающий ханжество и трусость в обществе – заслуженно получил приз на Каннском кинофестивале. Кроме того, уже несколько лет в МХТ идёт спектакль «Лес» в осовремененной постановке Серебренникова – политически смелый и открыто бросающий обвинения в адрес российской власти. Спектакль, где главный герой своим стилем, дикцией и жестами напоминает президента. А недавний скандал с балетом «Нуреев», премьера которого была отменена по прямому распоряжению министра культуры Владимира Мединского из-за «гей-пропаганды»? Поводов «закрыть» Серебренникова явно хватает.

Версия 3

Серебренников стал жертвой войны кремлёвских кланов

В 2011 году Серебренников поставил в МХТ пьесу «Околоноля», обличающую российский политический мир – беспринципный и продажный. Автором пьесы значился некий Натан Дубовицкий, однако в творческой и политической тусовке уверенно называли имя настоящего автора – Владислава Суркова, тогдашнего замглавы президентской администрации. Сурков, по некоторым данным, мог опекать эпатажного и мятежного режиссёра. Видимо, поэтому Серебренников отказался подписать публичное письмо в защиту Сенцова, хотя в социальных сетях, как и многие его коллеги, высказался против его ареста. Возможно, не хотел терять политическую «крышу», ведь Сурков был одним из авторов присоединения Крыма к России.

Эта «крыша» в лице Суркова давала Серебренникову возможность творить с той степенью политической остроты, что не могут себе позволить другие российские театральные режиссёры. Но именно эта «крыша» и стала, возможно, причиной нынешнего ареста. Атака на клан Суркова, то есть на «системных либералов», со стороны «консерваторов-силовиков» продолжается. А мораль сей басни в отношении режиссёра такова: нельзя заигрывать с властью – близость к ней опаляет крылья...

Отредактировано: 26.08.2017 12:24

Комментарии 3

    Александр Эфрос 11.09.2017 08:04

    К.Серебренников и подельники, поользуясь полной ненаказанностью того времени умыкнули 68 млн рублей, путем подлогов и обманов. Но, как говорится, *сколь веревочке не виться...*, пришло время собирать камни. Одним словом - держать ответ за содеянное. И никакие письма, демонстрации и выступления в защиту Серебренникова /заметьте: Итина, Малобродского и др. почему-то на митингах не вспоминают/ никогда не возымеют давления на судебные органы. По словам уважаемых юристов, Кирюше грозит до 10 лет срока и только чистосердечное признание поможет скостить наказание на несколько лет. Пора одуматься!

    Артём Давыдян 22.09.2017 22:00

    Итак, посмотрим объективно: некое одаренное, не спорю, но в социальном и половом смысле невнятное существо по имени Серебренников с затуманенным претензией на интеллект рыбьим взглядом содрогает титанические плиты общественности на предмет поддержки его великомученичества.
    Сойдемся на очевидном: не самая одареная, очевидно пропиаренная гей-сообществом невнятная единица масс-искусства вроде бы как должна своим протестом въесться нам в мозг. Приживается в извилинах плохо... Оно и понятно - какой протест, против чего и т.д.
    Но мы же в т.ч. - тёртые калачи: пусть отчитается перед налогоплательщиками это амебное вялое нечто (простите мой невеятный слог). И мы успокомся. Не упокоимся - работать-то кому-то надо на благо пенсии и старости (полагаю нашим внукам, у Кирилла Серебренникова с потомками большой вопрос).
    А, ну то, что он йог и вообще духовно подорванный должно нас всех расслабить до нельзя: всё ж таки не какой-то холоп тратил государственные деньги. Одухотворенно к процессу подходил...

Режиссер Кирилл Серебренников (47) задержан в Москве по подозрению в мошенничестве. Об этом сегодня сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко.

«Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников», - заявила Петренко. Также Светлана добавила, что в ближайшее время режиссеру предъявят официальное обвинение: «Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере. Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения».

Напомним, это уже второе задержание Серебренникова за этот год. В мае в квартиру режиссера и художественного руководителя «Гоголь-центра» пришли с , а позже допросили в рамках дела о хищении «в особо крупном размере». Правда, тогда он проходил в качестве свидетеля, а Нина Масляева, бухгалтер «Гоголь-центра», признала себя виновной. Но в начале августа дала показания против Кирилла Семеновича. По ее словам, Серебренников вместе с бывшим генеральным продюсером «Седьмой студии» Алексеем Малобродским похитили бюджетные деньги в 2014 году. Часть выделенных средств они тратили на реализацию проектов студии, а часть присваивали себе.

В мае Серебренникова поддержали многие известные актеры, у дверей «Гоголь-центра» собрались (28), Федор Бондарчук (50), Илья Яшин (33), (41), которая зачитала письмо в поддержку режиссера: «Мы, коллеги и друзья Кирилла Серебренникова и театра «Гоголь-центр», потрясены сегодняшними событиями. Кирилл Серебренникова - один из самых ярких российских режиссеров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и по всему миру. Мы все знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском. Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование, и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова. Мы восхищены решением наших коллег из «Гоголь-центр», которые, несмотря на масштаб действий сотрудников правоохранительных органов, не намерены отменять спектакль». Письмо подписали Марк Захаров (83), (31), (28), (25), Евгений Миронов (50), Олег Табаков (81), Сергей Гармаш (58), Алла Демидова (80), Юлия Пересильд (32), Виктория Толстоганова (45), Алексей Агранович (46), Яна Сексте (37), Анатолий Белый (44), Ксения Раппопорт (43), Евгений Стычкин (42), Марина Александрова (34).