Расставьте знаки препинания.

-1 группа -

1. Ошибка в объяснении написания букв ени - ен

а) завершенный - в суф. причастий после шипящих под ударением пишется Ё

б) маринованный - нн, так как это отглагольное прилагательное

в) деревянный - в суф. прилаг. пишется нн, т.к. это слово исключение

г) тушенное на слабом огне - нн, т.к. есть зависимые слова

2. Неправильно образовано деепричастие

а) оглянуться - оглядываясь

б) освобождать - освобождая

в) освободить - освободив

г) обнять - обняв

3. Правильно построенное предложение

а) открывая дверь она громко скрипнула

б) открыв окно я залюбовался видом города

в) возвращаясь домой шел дождь

г) оторвавшись от ветки листок и медленно кружил в воздухе

4. В предложении краткие причастия являются

а) сказуемым

б) определением

в) обстоятельством

г) дополнением.....

5. Найдите деепричастие

а) строивший

б) построивший

в) построив

г) построить

6. В предложении
Собирающиеся поужинать ребята направились в сторону маленького кафе.

причастным оборотом является

а) собирающиеся поужинать

б) собирающиеся поужинать ребята

в) собирающиеся

г) собирающиеся в сторону

-2 группа-

1. Найдите правильную характеристику текста

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-Марья, показались лиловые колокольчики.

а) Стиль речи – научный
б) Тип речи – рассуждение
в) Предложения в тексте соединяются при помощи родо- видовых слов
г) Связь параллельная

2. Найдите неправильно поставленное ударение

а) нàчатый

в) ржавèя

г) мèльком

3. Найдите верно расставленные запятые в тексте.

Огороды кончились (1) и с боков дороги замелькали (2) забрызганные грязью (3) домишки предместий (4) заборы (5) и за ними сады с древними липами (6) протянувшими ветви до середины переулков (7) пестрые вывески (8) прохожие(9) идущие по своим пустяковым делам (10) не замечая гремящего поезда.

а) 123456789 10

б) 1 2 4 6 9 10

в) 1 4 5 6 7 8 10

г) 1 4 6 7 8 9 10

4. Найдите предложение с деепричастным оборотом

а) В городке славившимся стариной работали археологи.

б) Между холмами вьются заросшие кустами овраги.

в) Владимир оставшись один написал просьбу об отпуске.

г) Промокнув мы очень торопились домой.

5. Найдите причастий, для написания гласных в суффиксах которых не требуется знание спряжения глаголов. неправильная форма

а) строящийся

б) увидевший

в) видимый

г) колющий

6. Найти причастие с суффиксом ащ

а) знач...щийся

6) колыш... щийся

в) стел... щийся

г) та... ищи

-3 группа-

I. Найдите верное утверждение

а) Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов зависит от спряжения.
б) Страдательные причастия настоящего времени образу-ются от переходных глаголов совершенного и несовершен-ного вида.
Правописание суффиксов зависит от спряжения.

в) Страдательные причастия прошедшего времени обра-зуются от переходных глаголов совершенного вида несов.
(Правописание суффиксов зависит от неопределенной формы.) образование идет от основ. неопр. форма глагола.

г) Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.
Правописание гласной зависит от неопределенной формы.

2 Неправильное объяснение написания

а) Частица НЕ с деепричастием пишется раздельно, кроме тех случаев, когда деепричастие без НЕ не употребляется
б) НЕ с наречиями пишется всегда раздельно
в) НЕ пишется раздельно
1) с краткими причастиями
2) с полными причастиями, при которых есть зависи-мые слова
г) НЕ с прилагательное пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом А

3. От глагола "собраться" можно образовать

а) действительные причастия настоящего времени

б) действительные причастия прошедшего времени

в) страдательные причастия настоящего времени

г) страдательные причастия прошедшего времени

4. У какого слова морфологические признаки определены неверно.

а) будучи - неизм., соверш.вида

б) читая - неизм., несоверш. вида

в) спиленный- стр., прошед» вр., соверш.вида, м.р., ед.ч., И.п.

г) держащий - дейст., наст.,несоверш.вида, м.р., ед.ч., И.п.
5. Найти краткое прилагательное

а) девочка сдержа...а

б) нитки запута...ы

в) восстание подавле...о

г) море взволнова.е.о

6. В каких словах пишется Н

а) пута...ый

б) жела...ый

в) своде...ый

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является словосочетанием. А) Чёрное и белое; Б) думать

постоянно;

В) мастер рассказывает; Г) через лес.

2. В каком ряду слова не являются синонимами?

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделать; Б) водолазный;

В) неприятный; Г) настольный.

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и ?

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

5. В каком слове пропущена буква е ?

А) Гореть в пламен_; Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_; Г) забывать о времен_.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Кирпичик; Б) замочик;

В) извозчик; Г) смазчик.

8. В каком слове пропущена буква о ?

А) Галч_нок; Б) ч_рствый;

В) ж_лтый; Г) ш_пот.

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А) Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б) классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора) - притяжательное;

Г) железная (дверь) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта школа вовсе (не)новая.

Б) Новая книга оказалась (не)интересной.

В) Я допустил (не)значительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн ?

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый, деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к ?

А) Француз__ий;

Б) немец__ий;

В) киргиз__ий;

Г) матрос__ий.

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Сем_надцать; Б) восем_сот;

В) спряч_те; Г) отреж_те

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Думал обо мне – личное местоимение;

Б) через несколько минут – неопределённое местоимение;

В) взял его книгу – притяжательное местоимение;

Г) каждый из нас мечтал – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову древними.

18. Из третьего предложения выпишите глагол заменял. Сделайте морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашей республике.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Большое и красивое; Б) ходит регулярно;

2. В каком ряду слова не являются синонимами?

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделка; Б) непролазный;

В) ненарядный; Г) подоконник.

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

5. В каком слове пропущена буква и?

А) Гореть синим пламен_м; Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_; Г) вспоминать о родин_.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Завуч Айдарова пригласила ученика Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой книгоноша!

В) в клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Буфетчик; Б) возчик; В) подписчик; Г) работничик.

8. В каком слове пропущена буква ё?

А) Галч_нок; Б) ч_рствый; В) ж_нглёр; Г) ш_рты.

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А) Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б) школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора) - притяжательное;

Г) деревянная (доска) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта книга (не)интересная.

Б) Новая папка оказалась (не)нашей.

В) Я допустил (не)простительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый, деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

А) Рус__ий; Б) тунгуз__ий; В) брос__ий; Г) матрос__ий.

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Нареж_те; Б) восем_сот;

В) спряч_те; Г) восем_надцать;

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Ему не повезло – личное местоимение;

Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;

В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;

Г) всякий из нас просил – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].

17. Подберите синонимы к слову дом.

18. Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?

а) В каком предложении в выделенном причастии на месте пропуска пишется 2 буквы

Н ?
1) За оградой они миновали кучу ржавого железного хлама, яму с гаше..й известью.
2) Ковалёв был высокий худощавый человек в новом, но уже промасле..ом орудийным ватнике, накинутом на плечи.
3) Ране..ые лежали на охапках свежего сена и молчали.
4) Моря ограниче..ы от остального океана сушей.
б) В каком предложении выделенноео причастие с частицей НЕ пишется сллитно ?
1) Батальон, (не)замеченный противником, зашёл в тыл.
2) (Не)летящую , а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть почти невозможно.
3) Всё та же обильная, (не)тронутая окружает меня природа.
4) Это были строчки еще (не)написанного стихотворения.
в) Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
1) Синеву моря оттеняют желтовато-коричневые кустики водорослей, разбросанные по одному, или соединенные в поля.
2) Темное небо на улице, освещенной несколькими фонарями, казалось тяжелым черным пологом.
3) Груды хвороста лежали на плоских крышах, напоминающих то сдвинутые набок папахи, то гнезда гигантских птиц.
4) На берегу, усеянном мелкими и острыми камнями, заросшими зеленым глубоким мхом, еще приметнее чувствовалась полярная звезда.
г) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые, которые выделяют причастный оборот?
Листья , (1 ) пригретые солнцем, (2) слабо колеблясь, (3) падали на темные, (4) сырые дорожки.
1) 1, 3;
2) 1, 2;
3)
2, 3;
4) 1, 4.

Укажите в каком предложении выделенное слово является предлогом и пишеться слитно: 1)наше поле лежало (в)виду озера. 2)В(виду)

приближения зимнего времени довольствие лошадей сделалось весьма затруднительным

3)Мы находились (в)виду неприятеля,и необходимо было дать сражения

4)Имейте (в)виду,что задание надо выполнить к вечеру

Укажите,в каком предложении выделенное слово не является наречием и пишеться раздельно?

1)через два квартала (на)встречу мальчикам из-за угла выбежала женщина с корзинкой

2)хорошо ночами за околицу выходить (на)встречу теплым дням

3)я уже не надеялся (на)встречу с братом

4)(на)встречу солнцу ползет тёмная свинцовая громада

ПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОЗИЦИЮПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОЗИЦИЮ АВТОРА и 2 АРГУМЕНТА

В темные эпохи истории бывало такое состояние общества, в котором над всеми гражданами тяготело чувство взаимного недоверия и подозрения.
Мы радуемся, что живем в иную пору и что события той эпохи составляют для нас предание. Но всмотримся ближе в совершающиеся около нас явления - и принуждены будем сознаться, что и наше время изобилует признаками подобного же состояния. Больше того: между нами взаимное недоверие пустило, может быть, корни еще глубже во внутреннюю жизнь общества, нежели в ту пору. Всего более поражает в состоянии нашего общества в последние годы отсутствие той простоты и искренности в отношениях, которая составляет главный интерес общественной жизни, оживляет ее веянием свежести и служит признаком здоровья. Как редко случается видеть, что люди сходятся просто; а как отрадно было бы сойтись с человеком просто, без задней мысли, без искусственного заднего плана, на котором рисуются смутные тени, мешающие свободному общению! Таких теней образовалось в последнее время бесчисленное множество, - точно множество темных духов, рассеивающих смуту в воздухе. Откуда взялись они?

Посмотрите, как сходятся люди в нашем обществе - знакомые и незнакомые, - для дела и без дела. Едва взглянули в глаза друг другу, едва успели обменяться словом, как уже стала между ними тень. С первого слова, которое сказал, с первого приема речи, который употребил один - у другого возникла уже задняя мысль: "А, вот какого он мнения, вот какой он школы, вот какого он убеждения". Присмотритесь, прислушайтесь, как вслед за этим первым впечатлением разгорается все сильнее взаимное подозрение.
Сколько сил тратится даром или лежит в бесплодии из-за этой бессмысленной игры во впечатления и в призраки убеждений. Люди, в сущности, честные, добрые, способные, вместо того, чтобы делать, сколько можно каждому, практическое, насущное дело жизни, на них положенное, складывают руки, теряют энергию, истощаются в бесплодном раздражении и негодовании, - решая, что на таких принципах, с такой теорий, с такими взглядами - деятельность невозможна. Они еще руки не приложили к своему делу, а оно им уже опротивело, они изверились в нем потому, что оно не соответствует воображаемой теории дела.
Случается слышать, как воспитатель, управляющий заведением, презрительно отзывается о педагогах, отстаивающих строгость дисциплины в воспитании; как военный офицер с негодованием громит отсталых людей, доказывающих необходимость дисциплины для армии; как священник с высшей точки зрения осуживает обычай ходить по праздникам к обедне; как судья и ученый юрист обзывает невеждами людей, требующих наказания вору, утверждающих, что прислуга должна повиноваться хозяевам... Все пошли врознь, всем стало трудно соединяться для деятельности, потому что все с первых же шагов расходятся в мыслях о деле, или, вернее сказать, во фразах, облекающих неясные мысли.

Вариант 1

1) бАлуясь

2) мелькОм

3) килОметр

4) пОднятый

2. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки пре-пинания не расставлены.)

1) Всё было покрыто снегом выпавшим недавно.

2) Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

3) Листва сорванная с деревьев быстро закружилась в воздухе.

4) Освещенный берег издалека казался таинственным.

3. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Лающаяся собака никого не впускала в дом.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.

3) Я вышел на освещенную солнцем поляну.

4) Ободряемый товарищами ученик быстро решил задачу.

4. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н ?

1) замороже.ые овощи

2) варе...ые в кастрюле

3) непроше.ые гости

4) маринова...ые огурцы

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква е ?

1) выкач...нная бочка

2) зате.вший спор

3) завис…щий от родителей

4) сдерж...нный шёпот

6. В каком слове пишутся две буквы н ?

1) дистиллирова...ый

2) свежемороже.ый

3) ране.ый

4) кова...ая

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь
(4) направился к блестевшей (5) в лучах заходящего солнца (6) реке.
1)1,2 3)1,2,3,4

2)1,4 4)1,2,3,4,5,6

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Войдя в актовый зал,

1) у меня зарябило в глазах.

2) меня ослепил свет прожекторов.

3) я сразу подошёл к одноклассникам.

4) на меня сразу все обратили внимание.

9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Туристы попили студёной воды из родника и поблагодарив хозяина отправились в путь.

2) Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу.

3) Митя работал не покладая рук.

4) Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай.

10. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о ?

1) досух..., налев..., дочист...

2) вкрадчив..., насух..., запрост...

3) справ..., дословн..., изменчив...

4) докрасн..., издавн..., доходчив...

11. Укажите дефисное написание слова.

1) (по) больше написать

2) (по)зимнему одеться

3) (по)качественнее сделать

4) (по)немногу выполнять

12. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) ударить наотмаш...

2) мчаться вскач...

3) заросла сплош...

4) выйти замуж...

13. В каком примере допущена ошибка в употреблении предлога?

2) скучаю по матери

3) по получению письма

4) согласно приказу

14. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Уже рассвело, так(что) нам пора было трогаться в путь.

2) Мы то(же) хотели быстрее добраться до дома.

3) Мальчишки спрятались за(то) дерево.

4) Валя уверена, что она думает так(же), как и мама.

15. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)разгаданные тайны влекут нас.

2) Я чувствовал почти (не)удержимое желание схватить зверя.

3) Есть много видов пошлости (не)замечаемых нами.

4) (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться.

16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) далеко(предалеко), если(бы), (по)мягче

2) (кое)что, как(будто), чуть(чуть)

3) (по)дружески, когда(нибудь), (еле)еле

4) куда(то), (по)далыпе, (по)матерински

17. Укажите простое предложение.

1) В сотый раз я пожалел о том, что не родился художником.

2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

3) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место ещё глубже.

4) Благодаря отцу я и сестры хорошо знаем французский язык.

18. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Старик сидел на скамейке (1) греясь на солнце (2) и (3) безмятежно улыбаясь
(4) изредка тревожно поглядывал на дорогу.
1)1,2,3 3)1,2,3,4

Часть 2

(1) Войдяводвор, я огляделся. (2) Картина, напоминавшая мне моё детство, былаудивительномилой и мирной. (3) Средидворастоялабольшаябабушкинаизба, занимаямногоместа и являясьцентромвсегохозяйства. (4) За ней расположилисьспускавшиеся к рекеогороды. (5) Избудкивылезмохнатый пёс, подошёлко мне, понюхал и завилялхвостом. (6) Необращаянаменявнимания, бродилиподворукуры. (7) Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву. (8) Вдругдверьраспахнулась, и, замеревотудивления, я увиделнапорогебабушку. (9) Она совсемнепостарела. (10) Прошлостолько лет, а бабушкабылапрежней. (11) Я бросился к ней сломяго-лову, непомнясебяотсчастья. (12) Передомнойпромелькнулодавнопрошедшеедетство.

19.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Бабушка очень удивилась, увидев меня.

2) За это время бабушка не изменилась.

3) Пёс был очень добродушным.

4) Бабушкина изба находилась посреди двора.

20. Напишитеспособобразованиясловаудивления (предложение 8).

21.Из предложений 5-7 выпишите все предлоги.

22Из предложений 8-10 выпишите все союзы.

23.Среди предложений 8-12 найдите предложение с фразеологизмом. Напишите номер.

24.Сколько грамматических основ в предложении 8? Свой ответ запишите цифрой.

25.Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.

1) обособленным обстоятельством

3) обособленным определением

4) распространённым обращением

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбывший

2) нАчавший

3) нанЕсена

2.В какомсловенаместепропускапишетсябукваю ?

1) гон…щий

2) дыш...щии

3) стел...щий

4) вер...щий

3. В какомпредложениипричастныйоборотстоитпередопределяемымсловом? (Знакипре-пинаниянерасставлены.)

1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные еще в девятом веке.

2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.

3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.

4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.

4.В какомпредложениидопущенаграмматическаяошибка?

1) Открыв окно, я залюбовался видом города.

2) Открывая дверь, она громко скрипнула.

3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

5.В какомсловенаместепропускапишетсяоднабукван ?

1) закруче.ая нитка

2) растрёпа...ые волосы

3) сея...ая сеялкой

4) сушё...ые грибы

6.В какомсловенаместепропускапишетсябуквае ?

1) развеш...нное бельё

2) выкач...нная вода

3) расстрелянные патроны

4) вытащ...нные инструменты

7.В какомсловепропущенабуквае ?

1) крас.щий

2) растер...нный

3) движ..мый

4) омыва...мый

8.Укажите, наместекакихцифр в предложениинужнопоставитьзапятые.

Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.

1) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4

9. Выберитеграмматическиправильноепродолжениепредложения.

Прочитав рассказ,

1) он показался мне слишком грустным.

2) у меня усилился интерес к прозе.

4) перескажите его.

10.Укажите предложение, в которомставитсяодназапятая. (Знакипрепинаниянерасставлены.)

1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.

2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.

3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.

4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.

11.В какойстрокевовсехсловахнаместепропускапишетсябуквао ?

1) затемн..., влев..., сначал...

2) дословн..., запрост..., досрочн...

3) дочист..., достаточн..., доверительн...

4) досыт..., доходчив..., справ...

12.Укажите дефисноенаписаниеслова.

1) (по)шире открыть

2) (по)летнему жарко

3) (в)третьих рядах

4) (по)зимнему саду

13.В какомсловенаместепропускаь не пишется?

1) пуститься вскач...

2) убежать проч...

3) усыпано сплош...

4) стало невтерпеж...

14.В какомвариантедопущенаошибка в употреблениипредлога?

1) по окончании школы

2) благодаря находчивости

3) наперекор мнения

4) в продолжение часа

15.В какомпредложениивыделенноесловопишетсяслитно?

1) Спрячься (за)то дерево.

2) И так(же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

3) Что(бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.

4) Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по)этому мы и победили.

16.В какомпредложениине сословомпишетсяраздельно?

1) Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.

2) (Не)смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.

3) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

4) (Не)сделанная вовремя работа приучает к безделью.

17.В какомряду все словапишутсячерездефис?

1) еле(еле), где(то), (по)новому пути

2) (в)пятом классе, далеко(предалеко), (по)товарищески

4) (кое)что, (по)английски, (по)медвежьи

18.Укажите простое предложение.

1) Меня окликнула девушка, чьё лицо мне показалось знакомым.

2) Суок уронила четвёртое пирожное, которое было самым рассыпчатым и с виноградиной.

3) Лишь причудливо избы сутулятся, да роса звонко падает с крыш.

4) Пчёлы, привлечённые сладким запахом, закружились над вазочкой с вареньем.

19.Укажите, наместекакихцифрдолжныбытьзапятые в предложении.

Хаджи Мурат остановился (1) бросив поводья (2) и (3) отстегнув чехол винтовки (4)

вынул её.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Ночью на море разыгралась буря, длившаяся несколько часов подряд. (2) Волны, бушуя, сильно качали пароход. (3) Капитан, волнуясь за жизнь пассажиров, приказал приготовить спа-сательные шлюпки. (4) Накренившись на левый борт, судно двигалось по штормившему морю. (5) Наступило утро. (6) И вдруг в тучах показался просвет. (7) Команда оживилась, у пассажи-ров появилась надежда на спасенье. (8) Волны постепенно улеглись. (9) Люди, слабо улыбаясь и не веря себе, осмелились покинуть каюты и, стоя на палубе, дышали солёным морским воз-духом. (10) Командир корабля, стоя на капитанском мостике, направлял судно по нужному курсу, и, замерев у штурвала, опытный рулевой ожидал дальнейших приказаний.

20.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Капитан волновался за жизнь пассажиров.

2) Утром у пассажиров появилась надежда на спасенье.

3) Командир корабля стоял на капитанском мостике, замерев у штурвала.

4) Пассажиры, покинув каюты, стояли на палубе.

21.Какой частьюречиявляетсясловонесколько (предложение 1)?

22.Среди предложений 7-10 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

23.Из предложения 9 выпишитевозвратноеместоимение.

24.Сколько грамматическихоснов в предложении 10? Свойответзапишитецифрой.

25.Чем осложненопредложение 1? Напишитеномерправильногоответа.

1) обособленным определением

2) однородными членами предложения

3) обособленным обстоятельством

4) распространенным обращением

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается .
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .

Назовите основы предложений.

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать - осматривая, смеяться - смеясь . Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь - несовершенного вида.

Зависимое слово - существительное или местоимение - ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) - покрасив (что?) стену (В. п.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте . - Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг . - Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

  • Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

Применяя данное определение, рассуждайте так: выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел - основное действие, а выглянув - добавочное, значит, выглянув - деепричастие.

180. Прочитайте и проанализируйте информацию. С какой точки зрения охарактеризовано деепричастие? Запишите три предложения в виде диалога между учителем и учениками.

Почему деепричастие получило такое наименование? Оказывается, деепричастие связано с основным действием, причастно ему. Если говорить точнее, слово деепричастие - от слов причастие и действие. Оно обозначает дополнительное действие, которое связано с основным.

181. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет , затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович)

182. Прочитайте текст. Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? Постройте схему первого предложения с прямой речью.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: „пятак упал к ногам". Надо сказать: „Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая"».

Замечание это - помню хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович)

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

183. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в использовании деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 4. Закан(?)чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 5. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 6. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 7. Кое(кто) из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 8. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грус(?)ным.