Слог ли. Слоги и слогораздел в русском языке

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

    Так что же это такое - слог?

    Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

    В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

    Теории слога

    Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

    • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
    • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
    • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
    • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

    Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

    Виды слогов

    Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

    Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

    В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

    Как правильно разделять слова по слогам?

    Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

    Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

    Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

    Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

    Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

    Как правильно разделять слова для переноса

    Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

    При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

    Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

    Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

    При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

    Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

    Азбука по слогам

    Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

    Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

    Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

    Слог

    слог , слога, мн. слоги, слогов, муж.

    1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг. ). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или говорить, излагать свои мысли. Высокопарный слог. Статья написна прекрасным слогом. «- Позвольте, Петр Иванович, я расскажу... - Э, нет, позвольте уж я... вы уж и слога такого не имеете.» Гоголь. «К стихам идет высокий слог.» Вяземский .

    Слог

    1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

    2) В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слог заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

    1) Индивидуальные особенности в словоупотреблении, построении речи и т. д., характерные для того или иного писателя, общественного деятеля, оратора. Слог Белинского.

    2) То же, что стиль в 4 знач. Писать хорошим слогом.

    Риторика: Словарь-справочник

    Слог

    1) сыр – 1 толчок = 1 слог; сы -ро - 2 толчка – 2 слога; сы -ро -е сплав - 2 толчка, но слог один);

    2)

    3)

    4)

    1) мо -ло -ко );

    2) ас );

    3) прикрыто-закрытые слоги (дом , сон , сом );

    5) в риторике

    Словарь лингвистических терминов

    Слог

    Минимальная естественная единица произнесения звуков речи, состоящая из одного и более звуков. Один звук в слове слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые (неслогообразующие). Существует несколько теорий слога:

    1. слог – сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (сыр – 1 толчок = 1 слог;

    сы-ро - 2 толчка – 2 слога;

    сы-ро-е 3 толчка – 3 слога) – эспираторная теория, которая не объясняет всех случаев: сплав - 2 толчка, но слог один);

    2. слог – это группировка звуков, обладающих разной степенью звучности (наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки – неслоговые) – сонорная теория, основанная на акустических критериях (была развита Р.И. Аванесовым);

    3. слог – единство подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога – мускульная теория;

    4. слог – волна силы, интенсивности (самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые).

    Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия полости рта. С этой точки зрения выделяются следующие группы:

    1) открытые слоги (произносятся при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога, и чаще всего – это гласный: мо-ло-ко );

    2) закрытые слоги (образуются при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога, после чего идет падение напряжения и сонорности: ас );

    3) прикрыто-закрытые слоги (дом, сон, сом );

    5. в риторике : способ словесного выражения, создающий образ речи, который входит в стиль в качестве составной части.

    Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Слог

    звук или сочетание звуков, произнесенные отдельным напором выдыхаемого воздуха. Звуки в процессе речи не одинаковы по силе выдыхания и звучности. И выдыхание и голос при говореньи то усиливаются, то ослабевают, и таким образом речь как бы распадается на волны выдыхания и звучности, представляющие промежутки между моментами наибольшего ослабления выдыхания или звучности с одним моментом наибольшей силы; такие промежутки и называются С. Сила выдыхания (громкость) и звучность (сила голоса) обыкновенно совпадают. С. может состоять из одного звука (так, наше «ау» распадается на 2 С., каждый в один звук, п. ч. посередине между а и у в этом слове происходит ослабление звучности, а затем голос опять усиливается, но можно произнести – и так в б. ч. языков и бывает – сочетание ау в один С.) и из нескольких звуков; в последнем случае наиболее сильный или звучный звук слова наз. слоговым , а остальные неслоговыми в сочетании согласных звуков с гласным в нормальных условиях слоговым является гласный, как наиболее звучный, а неслоговыми согласные, но при ослаблении звучности гласного последний может стать неслоговым, если рядом с ним стоит сонорный (см.) согласный звук, делающийся в таком случае слоговым; в сочетании несонорных согласных звуков с сонорными последние могут стать слоговыми; таково, напр., в русском яз. р в словах оборотень, в театрах при произнесении их без гласных звуков по соседству с р и др.; при сочетании двух или более гласных звуков один из них является слоговым, а другие могут стать неслоговыми, причем обычно в таких случаях неслоговыми являются гласные более высокого подъема (см. Гласные); поэтому из гласных звуков чаще всего бывают неслоговыми и и у . В русском яз. из гласных в неслоговом употреблении встречается только и (буква й ): дай, рой. Из согласных в русском яз. слоговыми могут быть сонорные согласные, но только в безударных С. вследствие утраты соседних гласных (примеры выше). Реже встречаются слоговые шумные: кошчка, и т. п. Грамматическое правило, что в каждом русском слове столько слогов, сколько в его письменной передаче гласных букв, не считая й , в большинстве случаев верно, п. ч. под ударением слоговыми в русском яз. могут быть только гласные, а без ударения согласные могут стать слоговыми только вследствие утраты гласных звуков, которые продолжают обозначаться на письме гласными буквами. С. делятся на открытые , оканчивающиеся на слоговой звук: до-ма, зна-ю, в сербск. яз. бр-до «гора» (все слоги – открытые), и закрытые , оканчивающиеся на неслоговой звук: дом, дай, двор-ник, чай-ник, немец. blau «синий» (все слоги закрытые). При стечении в слове или словосочетании нескольких С. граница между двумя С. или слогораздел находится а) если между двумя слоговыми звуками – один краткий неслоговой звук, то перед этим звуком: тра-ва, мо-я, и т. о. первый из них является открытым, б) если – один долгий неслоговой звук, то посередине его: мас-са и пр., в) если – несколько согласных звуков, перед этой группой или в середине ее, в разных языках и при стечении разных звуков различно; часто границу указать трудно или невозможно.

    Риторика: Словарь-справочник

    Слог

    (фон). Минимальная естественная единица произнесения звуков речи, состоящая из одного и более звуков. Один звук в слове слоговой (слогообразующий), остальные СЛОГ – неслоговые (неслогообразующие).

    Существует несколько теорий слога:

    1) слог – сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (сыр – 1 толчок = 1 слог; сы -ро - 2 толчка – 2 слога; сы -ро -е 3 толчка – 3 слога) – эспираторная теория, которая не объясняет всех случаев: сплав - 2 толчка, но слог один);

    2) слог – это группировка звуков, обладающих разной степенью звучности (наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки – неслоговые) – сонорная теория, основанная на акустических критериях (была развита Р.И. Аванесовым);

    3) слог – единство подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога – мускульная теория;

    4) слог – волна силы, интенсивности (самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые).

    Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия полости рта. С этой точки зрения выделяются следующие группы:

    1) открытые слоги (произносятся при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога, и чаще всего – это гласный: мо -ло -ко );

    Слог

    Наша речь членится на слова, а слова - на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (слогообразующий), остальные - неслоговые (неслогообразующие).

    Существует несколько теорий слога. В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки - неслоговые.

    Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [и у-б"и-л"с и]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных - сонорные.

    По степени звучности можно обозначить: гласные - 4, звонкие сонорные согласные - 3, звонкие шумные согласные - 2, глухие согласные - 1; пауза - 0. На линейках, соответствующих этим индексам, поместим звуки, обозначая их точками. Тогда слово попрыгунья будет представлено так:

    Сколько в этой волне пиков - вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки

    Слова льды , смотр схематично выглядят так:

    Эти слова двусложные, у них две вершины сонорности: [л"ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова моей , ртуть , рвы и смысл , казнь и т.п. Ilo эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

    Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова мхи [мх"и], льстить [л"с"т"ит"], вепрь [в"эпр"] и др.

    Слоговые согласные нетипичны для нашего языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный: казнь [каз"ин"], театр [т"иатэр], ржи [°ржы], льняной [ О л"н"инои], а в диалектах [аржанои], [ил"н"инои] и т.п. Глухой сонорный согласный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение рубль [ругГ], жизнь [жыс"], октябрьский [акт"апск"ии] и т.п.

    Слоговыми могут быть не только самые звучные звуки. Так, русские подзывают кошку междометием кс-кс-кс. В нем три слога, хотя все звуки глухие; слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш!, и в призыве к молчанию тс!

    В разговорной речи и в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове - сохраняться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т]пора {топора), высипано {высыпано). Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Следовательно, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук, но и самый напряженный.

    У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. Па учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая т е о - р ия слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.

    Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-ска], [иу-ла]. Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрыты м: [он], [ил], [а-ист]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [пац-мат"]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открыты м: [за-кб-ны], [т"и-гр].

    Слогораздел - это реальная или потенциальная граница между слогами. В речевом потоке слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки (как внутри одного слога, так и между слогами) произносятся без перерыва, "перетекают" один в другой. Но если нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, то сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: Миша, иди сюда. А в лесу, если человек далеко от вас, вы кричите: Ми-ша, иди сюда! По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: И-ва-но-ва, но никто не станет диктовать так: Ив-ан-ов-а.

    Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка. Так, представители севернорусского наречия будут членить слова при скандировании следующим образом: [кар-тош-ка], [н"ел"-з"а], [дружба], [с"ед-ло], [пус-т"и], а представители южнорусского наречия эти же слова разделят на слоги иначе: [ка-рто-шка], [н"с-л"з"а], [дру-жба], [с"с-дло], [пу-с"т"и].

    В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный - наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые: [ка-рб-ва] - 14-34-24, [бу-ква-л"нъ] - 24-124-334.

    Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-рб-дыш], [на-су-хъ]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], [ра-ссол], или сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрък], или начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кнб], [вб-бла]. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

    В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [ч"аи-н"ик]. Сонорный согласный тоже может отходить к предшествующему гласному: [кан-в"эрт], [в"ор-сты]. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу: [на-рват"], [ко-лба].

    Закрытыми могут быть и конечные слоги: [стол], [л"ист], [паи-маи]. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

    Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос по слогам - это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра , сес-тра , сест-ра , а слогораздел в этом слове один: [с"и-стра]; слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем - [ра-зб"йт"].

    Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

    Слоги - что это такое?

    Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

    Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

    Виды слогов

    Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

    Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

    Выделяют еще слоги по акустическому строению:

    • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
    • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
    • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
    • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

    Ударные и безударные слоги

    Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

    А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

    Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

    Как делить слово по слогам?

    Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

    В целом, деление проходит по общим принципам:

    • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
    • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
    • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
    • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
    • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
    • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

    Теории слогоделения

    Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

    • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
    • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
    • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

    Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.